Два «кентавра» в одном районе

27 марта прокурор области Михаил Зелепукин проводил в Ростове прием населения. В числе обратившихся были и четверо акционеров ЗАО «Петровское», приехавших пожаловаться прокурору на разграбление их коллективной собственности.

По данному факту Ростовской межрайонной прокуратурой уже возбуждалось уголовное дело, со временем оно было приостановлено, затем снова возобновлялось, но конкретного результата до сих пор нет.

БЫВШИХ и настоящих работников ЗАО «Петровское» в первую очередь заботит, конечно же, судьба имеющихся у них на руках акций предприятия. Оказавшись под старость лет не у дел, селяне дорожат каждой копейкой и никак не могут понять, почему некогда процветающее сельхозпредприятие дошло до ручки.

Кстати, двенадцать лет назад в статье «Две телячьих ноги вместо пая» («ЗК» — 20 сентября 1994 г.) наша газета уже рассказывала об этом хозяйстве. Встретиться с директором «Петровского» Василием Сергеевичем Зайцевым тогда нас заставило письмо совхозного водителя автобуса Эдуарда Леонидовича Черноокова. Он тоже рассчитывал, что после увольнения хозяйство выделит ему земельный и имущественный паи, а в итоге вместо пая директор пообещал ему выделить две телячьих ноги на студень.

Нынешняя ситуация в ЗАО очень похожа. Его руководство скупает имеющиеся на руках у населения акции по мизерным ценам — 50 рублей за штуку. У стариков по 20 — 40 акций, на которые никаких дивидендов они никогда не получали, но и 1000 — 2000 рублей для них погоды не сделают. Куда же ушли крестьянские капиталы?

Как пояснил Михаил Вениаминович Попов, пришедший в ЗАО заместителем директора в декабре 2002 года, хозяйство уже тогда было в долгах как в шелках. 6 миллионов сельхозпроизводители задолжали в бюджет и были на грани банкротства. И тогда им на помощь пришел председатель сельхозкооператива «Кентавр» Иосиф Яковлевич Давидович. Известного в районе предпринимателя, чья молочная продукция много лет пользуется спросом в области и за ее пределами, трудно заподозрить в корысти. Как и Михаила Вениаминовича Попова — в доведении ЗАО «Петровское» до преднамеренного банкротства. Первый секретарь Ростовского горкома КПСС Михаил Попов после запрещения Ельциным деятельности компартии сначала работал корреспондентом в газете «Ростовский вестник», а потом вместе с супругой уехал на село, где создал свое крестьянское хозяйство.

Если верить Попову, то, придя заместителем директора в ЗАО «Петровское», он повел жесткую политику в отношении пьяниц и несунов — было заведено несколько уголовных дел. «Сам не ворую и другим не позволю!» — говорил он. Такое, конечно, не всем нравилось — вот, мол, и пошли жалобы в правоохранительные органы, прокуратуру. Начались проверки.

Но факты — упрямая вещь. Когда по долгам в Пенсионный фонд судебные приставы собрались описывать в ЗАО «Петровское» имущество, наблюдательный совет хозяйства спешно организовал агрофирму «Кентавр», контрольный пакет акций которой находился у Давидовича. ЗАО «Петровское» передало во вновь созданное ООО 25 единиц сельскохозяйственной техники, туда же перешли и работники. В штате ЗАО осталось всего пять человек. Агрофирма «Кентавр» (не надо путать ее с сельхозкооперативом «Кентавр» Давидовича) начала жизнь с чистого листа, худо-бедно стала выплачиваться зарплата. Но акционеры ЗАО «Петровское» остались недовольны — техника из хозяйства ушла, а тут еще пошли разговоры о продаже автогаража и мастерской. Вот тогда и было возбуждено уголовное дело по статье 201 УК РФ — использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций. Как выяснилось, техника была продана не по балансовой, а по фактической стоимости за 218 тысяч рублей.

Но по уголовному законодательству крупный ущерб начинается с 250 тысяч. Дело прекратили. Однако прокурор области посчитал такой вывод преждевременным. Следствие не установило, сколько на самом деле денежных средств поступило за проданную технику и поступили ли они вообще. Завершая это повествование, нужно заметить, что если уголовное дело все же будет доведено до конца, то по 201-й статье УК РФ виновным лицам грозит штраф в размере до 200 тысяч рублей, исправработы от года до двух или лишение свободы на срок до трех лет.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page