Что завтра ждет школьников и учителей

В школах начался новый учебный год. О том, как он начался и что сегодня происходит в системе образования области, на состоявшейся 17 сентября пресс-конференции рассказала директор департамента образования Ярославской области Татьяна Александровна Степанова.

Напомнив журналистам, что процессом модернизации региональной системы образования департамент занимается седьмой год и что это не реформа, а действительно модернизация в хорошем понимании этого слова, Татьяна Александровна перешла к особенностям нынешнего учебного года.

— Во-первых, в июле администрация области утвердила программу развития образования Ярославской области на 2008 — 2009 годы, — довела до сведения журналистов директор департамента. — Эта программа является логическим продолжением предыдущих программ. Никаких революционных скачков не произойдет. Предполагается дальнейшее развитие системы образования на тех началах, которые были обозначены в 2000 году, а именно: обеспечение доступности, повышение эффективности и качества образования. Одним из приоритетов является совершенствование финансовых механизмов в системе образования, переход на принципы нормативного бюджетного финансирования.

В 2003 году на финансирование по нормативу были переведены только общеобразовательные учреждения. С 1 января этого года такая же система была введена в учреждениях начального профессионального образования. Разработаны и утверждены администрацией Ярославской области рекомендации по внедрению НБФ в дошкольном и дополнительном образовании. И с будущего года мы планируем такой перевод. Идет процесс доработки нормативов для среднего профессионального образования, и до конца года с этой задачей мы справимся.

Второе направление — это новые подходы к оплате труда педагогических работников. С 1 сентября в соответствии с постановлением администрации области введена новая система оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений и работников государственных образовательных учреждений, которые подведомственны департаменту образования. К ним относятся учреждения начального профессионального образования, специальные коррекционные школы-интернаты, общеобразовательные школы-интернаты, вечерние (сменные) школы, Институт развития образования, научно-методический центр и прочие учреждения. Это первый шаг. Следующим этапом после апробирования новой системы оплаты труда будет рассмотрение вопроса по дошкольным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей.  

Есть блок вопросов, связанный с изменением управления образованием. Мы предпринимаем шаги, способствующие усилению роли общественной составляющей в управлении образованием. Постепенно мы движемся к открытому гражданскому обществу, и без общественных структур в управлении не обойтись. Даже новая система оплаты труда ориентирует на то, чтобы в управлении школой обязательно участвовали общественные органы — управляющие или попечительские советы, советы образовательного учреждения и пр., чтобы мнение коллектива и родителей учитывалось и система становилась более открытой.    

Третье направление — это информатизация образования. Все школы области, включая малочисленные малокомплектные, на сегодняшний день компьютеризированы и подключены к сети интернет. Но этого уже недостаточно, и мы будем заменять старую технику, которая приобретена в 2001 году, а где техника еще не устарела — дополнять ее. Количество учащихся на один компьютер постепенно должно снижаться. Одна из основных задач в этом направлении — подключение к интернету всех остальных типов образовательных учреждений: начального профессионального образования, среднего профессионального, дополнительного образования детей.

Четвертое направление — усиление контроля за качеством образования. Задачей предыдущих семи лет было создание условий для обеспечения качественного образования, об этих условиях сказано выше. А теперь необходимо уделять более пристальное внимание контролю качества. Причем контроль должен носить не эпизодический характер, как, например, единый госэкзамен — раз в год, мониторинг должен быть постоянный.

Мы ставим задачу уже в этом учебном году провести мониторинг качества знаний в начальной школе, для того чтобы видеть, каким образом идет процесс обучения. По итогам девяти классов планируем провести малый единый государственный экзамен. Что касается дальнейшего развития ЕГЭ, то на следующий год мы планируем добавить к существующим пяти предметам еще два новых.  Радует тот факт, что результаты ЕГЭ наших выпускников лучше, чем в среднем по России.

На фоне существующих изменений отдельным приоритетом является обеспечение безопасных условий обучения детей. На сегодняшний день все школы имеют средства оповещения о пожаре  и средства защиты от пожара. Хотя четыре года назад автоматическими противопожарными системами было оснащено только 7 — 8 процентов школ. К безопасности относится вопрос установления ограждений территорий, установки тревожных кнопок, особенно для учреждений с большим количеством обучающихся или воспитанников. В той местности, где нет стационарных телефонов, приобретаются телефоны сотовой связи. Все это заложено в программе «Безопасность образовательных учреждений», которая реализуется в области третий год.

Далее Татьяна Александровна кратко остановилась на реализации в нашей области приоритетного национального проекта «Образование».

Она сказала, что выплаты за классное руководство в размере до 1 тысячи рублей сохраняются — их получают 7267 учителей. Сохраняется поддержка инновационных школ и качественно работающих учителей — 22 общеобразовательных учреждения получили по 1 миллиону рублей, а 74 учителя к своему профессиональному празднику — Дню учителя получат на свои счета премии в размере 100 тысяч рублей. Будет продолжена поддержка одаренных детей, развитие материальной базы образовательных учреждений, подключение учреждений образования к сети интернет и развитие программы «Школьный автобус», но уже на федеральном уровне.

Затем директор департамента образования Татьяна Александровна Степанова ответила на вопросы журналистов.

— С 1 сентября в области введена новая отраслевая система оплаты труда работников государственных образовательных учреждений. Насколько выросла зарплата учителей?

— Первую зарплату учителя еще не получили, поскольку она будет в начале октября. Но, по нашим расчетам, повышение идет от 15 до 40 процентов в зависимости от личностных достижений учителя. 15-процентное повышение получат практически все учителя.

— Как скажется введение минимального размера оплаты труда в 2300 рублей на техническом персонале школ?

— Новая система оплаты труда касается только педагогических работников. Обслуживающий персонал финансируется по-прежнему по тарифной сетке, но минимальный размер оплаты труда соблюдается абсолютно везде, поскольку в 2300 рублей входит не только оклад, но и все виды надбавок, премиальных и доплат. Ниже 2300 рублей у нас работники в системе образования не получают.

— Уточните, пожалуйста, как в 9-х классах предполагается сдача ЕГЭ.

— Для 9-х классов тесты будут несколько иные, чем для 11-х. Сдавать малый ЕГЭ ребята станут не в пунктах сдачи экзамена, а в своих школах. Но проверять экзаменационные работы будут учителя не той школы, где они учатся, а из других школ. Такой эксперимент у нас уже прошел в Переславле-Залесском, и мы получили ровно то, что ожидали получить по итоговым оценкам в

9-м классе.

— А какой предполагается сдавать экзамен?

— По математике. Отношение к ЕГЭ уже нормальное, положительное. Причем дети меньше боятся экзамена, чем их родители и учителя.

— С 1 сентября вступают в силу изменения, внесенные в закон «Об образовании» в части обязательного среднего полного образования. Что они предполагают?

— На сегодняшний день выпускнику 9-го класса не может быть выдан документ об образовании, пока он не сдаст справку о том месте учебы, где он продолжит образование. Если он не остается в школе, то продолжает образование либо в профессиональном училище, в среднем профессиональном заведении — техникуме, либо в лицее. И это правильно. Мы должны выполнять указ президента.  

— Татьяна Александровна, что предполагает выход программы «Школьный автобус» на федеральный уровень?

— В прошлом году мы получили семь новых автобусов, в этом году предполагается пять. Своих школьных автобусов у нас в области закуплено 205. Но из них на замену выработавших свой моторесурс ушли 24 автобуса.

— Будут ли закрываться малокомплектные школы?

— В области порядка 250 малочисленных и малокомплектных школ. Процент их закрытия никем не планируется. Закрываются и реорганизуются эти школы только тогда, когда там не остается детей. И эта проблема существует в основном на селе. В 2001 году у нас в области было 193 тысячи обучающихся, сегодня вместе со школами-интернатами — 117 тысяч. В этом году мы впервые имеем в 1-м классе учащихся больше, чем в предыдущие годы. В 2006 году было 9,4 тысячи человек, в 2007-м — 10,2 тысячи. Процесс закрытия школ неминуем. Скажем, в Мышкинском районе осталось несколько школ, где учатся по 7 — 8 человек. Это с 5-го по 9-й класс. Один учитель ведет сразу четыре предмета. О каком качестве образования можно говорить? И родители сами просят, чтобы их ребенок учился в опорной школе, подвоз в которые осуществляется школьными автобусами. Но начальные школы будут сохраняться максимально везде, потому что до 11 лет по физиологическим особенностям ребенок должен находиться рядом с домом.

— Есть ли в области нехватка педагогов?

— Если говорить об укомплектованности кадрами, то 10 муниципальных районов полностью укомплектованы учителями. В ряде районов не хватает учителей иностранного языка и физической культуры, потому что первые уходят работать в офисы, где требуется знание иностранного языка, а вторые — в охранные фирмы. Но это не значит, что предметы не ведутся. Вопрос решается за счет увеличения нагрузки педагогов и приглашения совместителей. С введением новой системы оплаты труда в сфере образования зарплата не такая уж и низкая. На конец 2006 года в среднем она была 7245 рублей, а на сегодняшний день зарплата возрастет на1 -2,5 тысячи рублей. Качественно работающий учитель получит от 9 тысяч рублей и более. Для молодых специалистов, которые приходят работать в систему образования, мы сохранили в течение пяти лет 30-процентную надбавку. Через два-три года молодые специалисты могут пройти аттестацию на квалификационную категорию. И если ранее разница в оплате между категориями составляла 100 — 200 рублей, то теперь учителя со второй категорией будут получать надбавку в 500 рублей, а с высшей — 2000 рублей. Для педагогов рост заработной платы предполагается как по горизонтали — за счет стажа работы, так и по вертикали — за счет личностных достижений.

— Ощущается ли в области проблема частой смены школьных учебников?

— Сегодня еще только идет процесс становления рынка учебников, которые рекомендованы к образовательному процессу. И получается так, что некоторые закупленные школой учебники, входившие в федеральный перечень рекомендованных в прошлом году, в этом году  в перечень не вошли и, следовательно, использоваться не могут. Мы написали письмо в Министерство образования и науки РФ, где обозначили эту проблему, и до 10 октября ждем положительного ответа, что купленные учебники можно будет использовать. По крайней мере, в этом году мы будет работать по уже закупленным учебникам.

— Скажите, пожалуйста, как решается вопрос с нехваткой мест в детских дошкольных учреждениях?

— В области 476 учреждений до-школьного образования, которые посещают 52 тысячи дошкольников, тогда как в прошлом году было 48 тысяч. На четыре тысячи мест прибавилось. Сейчас разработана региональная целевая программа развития дошкольного образования. 15 бывших зданий дошкольных учреждений возвращаются в систему образования. В сельской местности группы дошкольников с учетом всех требований открываются непосредственно в школах. В действующих детсадах открываются дополнительные группы. В Ярославле строятся новые детские сады в Дзержинском, Фрунзенском и Заволжском районах. Строятся детские дошкольные учреждения в Ярославском, Некрасовском и Некоузском районах. И все же 4600 заявлений для детей от 1,5 до 7 лет не удовлетворены. Прорабатывается и вопрос альтернативной поддержки родителей, чьи дети не посещают дошкольные учреждения.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям