Шапка мономаха или ярослав на коне

Каким будет памятник, посвященный тысячелетию Ярославля? Где самое оптимальное место для его расположения? В Городском выставочном зале имени Нужина архитекторы представили свое видение памятного знака в честь юбилея областного центра.

Предлагаемая выставка это конкурс на лучший эскизный проект памятника «1000летие Ярославля». Организатором конкурса является мэрия города. Проводится он в два тура, а участники архитекторы и дизайнеры из Москвы, Петербурга, Златоуста и Нижнего Новгорода. Основная их цель найти лучшее месторасположение и решение памятного знака, который должен в яркой и емкой форме отразить многовековую историю нашего областного центра и его вклад в развитие Российского государства.

Первый тур предполагает разработку концептуаль­

ного решения памятника на фоне архитектурнопространственной композиции. При создании проектов конкурсанты должны определить основные параметры памятного знака с учетом существующей градостроительной ситуации. По результатам этого тура жюри определит троих­четверых участников, которые будут допущены к дальнейшему творческому состязанию.

Итак, что же предлагают ярославцам местные и иногородние архитекторы? В нескольких залах музея открыта экспозиция проектов, каждый из которых посвоему интересен и удивителен. Эти проекты оказались совершенно разные, но отражающие весь спектр вкусов и талантов их авторов от классического стиля до современного и авангардного.

Больше всего памятников посвящено Ярославу Мудрому. К примеру, в цент

ре одной из скульптурных композиций возвышается молодой князь Ярослав, которому в пору основания города было всего 32 года. С трех сторон его постамент окружают фигуры пахаря, воина, жницы и матери с дитем тех символических героев, без которых, по мнению архитектора, не было бы России. В целом памятник должен выглядеть как шатровая колокольня или башня, возвышающаяся на крутом берегу Волги. Проект композиции предлагается в двух вариантах: либо это большой скульптурный постамент высотой 11 13 метров, на нижней ступени которого разместится бронзовый рельеф с изображением этапов развития города, либо постамент высотой 8 10 метров без нижней ступени и рельефа.

Другой проект конный монумент Ярославу Мудрому представлен как один из лучших вариантов к юбилею Ярославля. Достоверно неизвестно, как выглядел князь во времена основания города. Поэтому, по замыслу автора, его фигура может быть обобщена. Осадив коня, бронзовый Ярослав как бы указывает место расположения будущей крепости. При этом скульптурная композиция лишена детализации. А расположить ее предполагается на стыке рек Волги и Которосли (Стрелке), Первомайском бульваре или Богоявленской площади. Ныне же стоящий там памятник Ярославу Мудрому архитектор предлагает перенести в другое место. Дескать, ситуация площади требует пространственного сооружения, которое будет объемным и хорошо просматриваться со всех сторон. А теперешний Ярослав, стоящий лицом к Московскому проспекту и спиной к главпочтамту, данным требованиям не соответствует.

Еще одного Ярослава Мудрого архитектор изобразил стоящим в полный рост и держащим в обеих руках секиру. Правда, догадаться, что это именно тот самый князь, основавший наш славный город, достаточно сложно. Скульп­

тура мужчины настолько типическая, что без пояснительной записки можно и не понять, кто это такой: князь Ярослав, Константин, Федор Черный или вообще Емельян Пугачев. А секира в руках у мужика, который выглядит уж очень агрессивным, напоминает скорее топор мясника из торгового ряда.

А вот скульптурное изображение Ярослава Мудрого на коне и с крестом в руке не отталкивает и не пугает. Напротив, князь выглядит умиротворенным и добрым, вызывая светлые и патриотичные чувства. Этот проект тоже предлагается установить на Стрелке.

Кстати, место слияния Волги и Которосли у архитекторов, похоже, самое излюбленное. Наибольшее количество памятников предполагается разместить именно здесь. Так, один из авторов замыслил поставить на высоком берегу, где когда­то было древнее поселение, четырехметровую бронзовую фигуру медведя на гранитном пьедестале. А другой архитектор предлагает соорудить на Стрелке 18метровый обелиск, увенчанный золоченым двуглавым орлом символом власти, свидетельствующим об особом статусе города. Обелиск будет хорошо просматриваться со всех сторон, что немаловажно.

Помимо этого конкурсанты надумали сделать на Стрелке монументальную лестницу с нишей или установить памятник под названием «Шапка Мономаха» этакий золотой купол, опирающийся на четыре столба, увенчанный символом власти. Внутри памятника медали с ликами святых, в Ярославской земле просиявших, и витражное изображение Толгской Божией Матери. А под куполом, то есть под самой шапкой Мономаха мозаичная карта древнего города с первых поселений до наших дней…

Не забыли архитекторы и про другие не менее значимые места в центральной части областного центра. К примеру, на Красной площади вместо клумбы предлагается установить архитектурнохудожественный комплекс «Дарохранительница», состоящий из двух галерей портиков и светодинамического фонтана. Архитектурный облик Дарохранительницы это вытянутый по вертикали параллелепипед, ассоциирующийся с золотым слитком, увенчанный хрустальной звездой. С трех сторон золотого слитка арочные ниши, вмещающие городские символы и памятные подписи. А с четвертой вход во внутреннее пространство, предназначенное для размещения в витринах подарков и памятных знаков городу. Внешние арочные ниши с внутренней стороны, то есть в интерьере, превращаются в золотые мозаичные пилоны, где монументальные росписи и мозаика рассказывают о тысячелетней истории и культуре Ярославля. А светодинамичный фонтан, который, судя по всему, должен также располагаться внутри Дарохранительницы, представляет собой пятилистную фигуру, напоминающую цветок яблони.

Кроме Дарохранительницы архитекторы предлагают проект установки на Красной площади 12метровой колокольни, вокруг которой будут разбиты клумбы и вымощена пешеходная дорожка. А еще один светомузыкальный фонтан мечтают построить напротив входа в Ярославский историкоархитектурный музей­заповедник. Авторы данного проекта уверены, что зона отдыха напротив музея недостаточно освоена и требует глобальной реконструкции и благо­устройства. Поэтому здесь необходимо сделать историческую экспозицию под открытым небом, построить концертную площадку, провести дополнительное освещение, поставить скамеечки и разбить клумбы. Только тогда вместе с фонтаном, увенчанным позолоченным скульптурным изображением архангела Гавриила, и часовней Казанской Божией Матери площадка у музея будет выглядеть единым ансамблем и станет привлекательной для ярославцев и гостей города. Замысел, прямо скажем, грандиозный. Но больше всего поражает скульптурная композиция: Ярослав Мудрый в окружении девяти бронзовых фигур от священника и Богоматери до студента и рабочего.

Также на выставке представлены эскизы проектов памятников Федору Шаляпину, адмиралу Ушакову, Алексею Петровичу Мельгунову, Леониду Собинову и ярославскому воинству. Похоже, жюри конкурса предстоит нелегкая задача выбрать из всех проектов лучший не так­то просто. Особенно когда каждый из авторов считает себя самым талантливым, достойным и постарался на славу.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page