Таланты из багряников

Приехала в Багряниковскую специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, которая расположена в Первомайском районе, и, общаясь с ребятней-воспитанниками, все недоумевала и наивно спрашивала у директора Мусы Синаевича Ванцаева: «Где же они, дети-инвалиды, про которых я должна написать?»

Конечно, предполагала увидеть несчастных и больных, худых и бледных, а вокруг были упитанные, розовощекие и очень подвижные детишки. Смышленые и спортивные. Муса Синаевич просто, но весомо сказал: «Это они и есть».

В нашей области всегда уделялось большое внимание детям с ограниченными возможностями, их лечению, воспитанию, обучению и развитию, их социальной реабилитации. Губернаторская программа «Семья» и постоянная поддержка областного департамента образования позволяют решать жилищные проблемы детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей, создавать условия заниматься этим детишкам с ограниченными физическими возможностями спортом, развивать их творческие способности и профессиональные навыки.

ПОБЕДИТЕЛИ В СПОРТЕ И В ТВОРЧЕСТВЕ

Именно благодаря постоянной помощи администрации области, департамента образования и администрации муниципального района удалось директору Ванцаеву организовать в Первомайском районе такую уникальную Багряниковскую школу-интернат. Воспитанники ее уже постоянно участвуют в международной спецолимпиаде. В этом году она проходила в Китае, привезли много наград и подарков. Участвуют во всех областных конкурсах и также побеждают и в профмастерстве, и в творчестве. Багряниковские отличаются всегда и везде от всех. Они воспитанные и аккуратные, самостоятельные и непохожие на детдомовских детей. Потому что ими занимаются, в них вкладывают душу — творческий коллектив педагогов-воспитателей этой спецшколы свою работу сделал смыслом жизни. Именно поэтому есть результат. Ребятишек с ограниченными физическими возможностями Бог и природа обидели. И в такой своей беде остались дети-инвалиды еще и без попечения родителей. Всего в Багряниковской школе воспитываются и обучаются 108 человек, в основном дети с отклонением в развитии, но есть и 9 инвалидов.

Главной задачей школы-интерната является коррекция отклонений в развитии воспитанников в процессе общеобразовательной и трудовой подготовки, социальная реабилитация, подготовка к самостоятельной жизни и труду, успешной интеграции в общество. Свою авторскую систему педагоги школы-интерната разрабатывали на основании гипотезы, что в современных условиях для успешной социальной адаптации таких детей необходимо расширить круг доступных им профессий и повысить уровень профессиональной подготовки, что откроет воспитанникам доступ к более квалифицированному труду и поможет стать более конкурентоспособными на рынке труда.

С 9-го класса по 11-й класс введены курсы профессиональной подготовки по профессиям: швея, обувщик по ремонту обуви, пекарь, плодоовощевод, рабочий по уходу за животными, тракторист-машинист. С 4-го класса вводится углубленное изучение предметов «Растениеводство» и «Животноводство». Предметы «Столярное дело» и «Слесарное дело» вводятся с 4-го класса. Факультативные занятия проводятся по домоводству, по столярному делу, также по русскому языку, речи и культуре общения. По окончании 9-го класса учащиеся сдают выпускные экзамены и получают свидетельство об окончании школы. Для каждого ребенка разработаны индивидуальные программы обучения. Немаловажен здоровый образ жизни, который формирует привычки, а приобретаются они именно в детстве. В школе-интернате ведется большая спортивно-оздоровительная работа. Каждый день проходит утренняя зарядка. Правильно спланированные комплексы упражнений дают возможность детям укрепить здоровье, развиваться физически и повысить работоспособность на уроках. Урок физкультуры играет решающую роль в укреплении и охране здоровья. На нем дети выполняют различные упражнения по коррекции недостатков двигательных функций, укреплению сердечно-сосудистой системы, обучаются правильно дышать, знакомятся и с терморегуляцией организма при физической нагрузке, и с правилами гигиены после занятий.

И ПЕКАРЬ, И ОБУВЩИК

Багряниковская школа-интернат располагает материально-технической базой для организации профессиональной подготовки, выработки трудовых умений и навыков. За последние пять лет удалось создать современное разнопрофильное учебно-производственное хозяйство, состоящее из нескольких структурных подразделений, или моделей, деятельность которых характеризует принципы организации. Обучают детей индивидуальной и частной предпринимательской деятельности. Для этого созданы обувные и швейные мастерские, открыт школьный магазин. В школе-интернате создали принцип работы сельхозкооперативов, фермерского и личного хозяйства на примере животноводческого комплекса, где содержится более 40 голов крупного рогатого скота, в том числе 14 дойных коров, козы, овцы, пчелосемьи. Организованы мини-производства. Работают школьные мини-пекарни, имеется оборудованный колбасный цех. Навыки сервисного обслуживания населения воспитанники получают, работая в швейных мастерских, пунктах по ремонту обуви и парикмахерской. В хозяйстве школы-интерната находится более 500 га земли, на которых выращиваются овощи, заготавливается корм для скота, есть 6 единиц сельскохозяйственной техники с полным набором разнообразных прицепных агрегатов. Большое внимание уделяется трудовому воспитанию, развитию системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем, уходу за домашними животными, сельскохозяйственному труду. А главной целью и задачами этого трудового воспитания является научить детей получать удовольствие и радость от трудовой деятельности, привить им готовность к будущему труду во взрослой жизни.

Начиная с начальной школы ребятишки с желанием трудятся на школьной ферме, помогают ухаживать за животными, летом заготавливают корм для скота, работают на пришкольном участке, выращивая для нужд школы овощи. Педагогический коллектив старается, чтобы у ребят не было бесцельного, безынтересного, бессмысленного досуга.

За последние годы благодаря расширению деятельности учебно-производственного хозяйства удалось создать около 30 дополнительных рабочих мест. Очень важно, что воспитанники видят плоды своего труда сразу. Пекари пекут хлеб, который едят все дети школы-интерната и покупает население. Обувщики ремонтируют обувь не только для нужд школы, но и для населения и т. д. И так как школа-интернат — это универсальное коррекционное образовательное учреждение, которое включает в себя школу-интернат, профессиональную подготовку и школьное производство, то дети, переходя от обучения профессии непосредственно к работе, не испытывают стрессов, ведь происходит все в стенах одного заведения, в одном коллективе и с одними педагогами.

ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЕ КОНКУРСЫ

В школе-интернате работают 5 клубов по интересам. В них работа имеет самые разнообразные формы: вечера, праздники, предметные гостиные, конкурсы, физкультурные состязания, творческие сказочно-этические игры. Кружковая работа, например со старшеклассниками, позволяет повысить профессиональный уровень учащихся, на занятиях закрепляются умения, навыки, знания, полученные на уроках. Кружков всего 10: умелые руки, юный обувщик, волшебная игла, цветоводство и т. д. В работе по эстетическому и нравственному воспитанию отводится немало места игре. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям во взрослой жизни. Игра вызывает радостные эмоции, дети получают положительный эмоциональный заряд. А конкурсы вызывают здоровую конкуренцию и желание сделать лучше. Багряниковские умельцы являются неоднократными победителями районной выставки-ярмарки детского творчества за многообразие изделий по пошиву одежды, лоскутной техники, аппликации, бисероплетению, вязанию. Изделия отличаются оригинальностью фасонов, сложностью пошива, красочностью, вкусом и качеством.

В школе-интернате имеется необходимая материально-техническая база для уроков физкультуры, ритмики и т.д. Есть спортивный и тренажерный залы. Действуют 7 спортивных секций. Проводятся в рамках школьной спартакиады соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, бадминтону и многое другое.

КТО-КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ

В Багряниках создана для воспитанников модель общества, модель жизни, учеба — получение профессии и само производство. И, конечно, модель семьи. Именно то, чего их лишила судьба. Своими силами выстроены два дома, теплые и уютные, где проживают в одном 8 мальчиков, а в другом 8 девочек самого разного возраста начиная с 1-го класса. Как в настоящей семье, все заботятся о чистоте в доме, заботятся друг о друге. Старательно учатся и летом ухаживают за огородиком и садиком, а зимой о комнатных растениях. Есть у них и небольшое хозяйство — кролики, за которыми также ухаживают дети с огромным удовольствием. Ведь труд здесь сделали главным воспитателем, и он в радость, по силам и возможностям.

Дети-инвалиды не хотят отличаться хоть в чем-то от других детей. Они такие же непослушные и любознательные. Да, им хочется, чтобы их немножно больше жалели и оказывали больше внимания, чем другим. Но это желание всех детей, особенно тех, кто остался без родителей. Мудрость в том, что ребенка, впрочем, как и взрослого, особенно жалеть не нужно. Его нужно понимать, любить и помогать. Только тогда он вырастает личностью, способной выживать в современном довольно жестком мире конкуренции и жить в обществе, трудясь, а в семье — заботясь о своих детях. Всей работой педагогический коллектив Багряников доказывает, что у детей-инвалидов есть будущее, они перспективны и после социальной адаптации: лечения, учебы, обучения профессии, работы на производстве, воспитания — могут стать полезными обществу. И прожить взрослую жизнь полноценно и интересно.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page