«чужой» среди «своих»

Ученые из Института биологии внутренних вод имени И. Д. Папанина РАН в поселке Борок сделали сенсационное открытие: в Рыбинском водохранилище в 2007 году была обнаружена медуза — обитательница теплых тропических водоемов, которая вообще нехарактерна для рек и водоемов Ярославской области.

Но этому предшествовало еще более удивительное открытие. Таких медуз студенты биологического факультета Череповецкого государственного университета летом 2006 года, к своему удивлению, поймали в еще более северной реке — Суде, что в Вологодской области.

Как они сюда могли попасть? Как рассказал Александр Витальевич Крылов, доктор биологических наук, заведующий лабораторией экологии водных беспозвоночных Института биологии внутренних вод, это маленькое существо — его размеры во взрослом состоянии составляют не более двух сантиметров — проходит довольно сложный цикл развития. На стадии полипа, похожего на маленькую гидру без щупалец, этот вид может существовать довольно долго при обычной нашей температуре, а для выпочковывания медуз ему необходима достаточно высокая температура воды. Но как в северных реках вода может прогреться до 26 — 33 градусов?

— Мы предположили, — продолжает Александр Витальевич, — что где-то рядом с местом обнаружения медуз должен быть водоем-охладитель или пруды для разведения рыбы, сток с которых может попадать в Суду. Оказалось, что есть и то, и другое! В соседнем поселке находится охладитель Череповецкой ГРЭС.

А что же в нашем случае? Целая колония пресноводных медуз была обнаружена в прибрежной зоне Рыбинского водохранилища в районе поселка Борок. Определила этот вид научный сотрудник Института биологии внутренних вод Нина Николаевна Жгарева. Ученые предположили, что в Рыбинское водохранилище медуза попала, скорей всего, из прудов для разведения рыбы. В 2007 году сложились весьма благоприятные условия для ее развития, поэтому она так быстро размножилась.

Впервые пресноводная медуза краспедакуста была обнаружена в бассейне с тропическими растениями Лондонского ботанического общества и описана в 1880 году. В течение 30 лет после этого ее находили главным образом в оранжереях ботанических садов в Лионе, Мюнхене, Вашингтоне, Петербурге, Москве. Появлялась медуза и в аквариумах с тропическими рыбками неожиданно и в больших количествах. В естественных условиях ее впервые обнаружили только в 1907 году сначала в реке Янцзы, потом в Германии, в США. В 1938-м в громадном количестве она появилась в Любовском водохранилище в Тульской области. Сейчас известно уже более 100 случаев находок этой медузы в различных частях мира, в основном в северных широтах.

Еще одной уникальной находкой последних лет стала медицинская пиявка в водоемах Ярославской области. Распространена она на юге России и прилегающих территориях Украины, Кавказа и Средней Азии. В лечебных целях используют искусственно разведенных пиявок.

И вот первый экземпляр медицинской пиявки был найден в Некоузском районе в 2000 году в реке Ильди. В течение последующих лет там же ниже по течению было найдено еще шесть экземпляров. В 2006 году обнаружены взрослые и молодые пиявки в реке Латке. Отмечены они также и в районе поселка Борок, в прибрежье Рыбинского водохранилища. Причем все они были с одной формой рисунка и окраски.

— Поскольку в реках их нахождение всегда было приурочено к местам поселения бобров, — продолжает наш разговор Александр Витальевич, — вполне вероятно, что именно бобры способствуют продвижению на север этого южного вида. Во-первых, они могли на себе принести их в регион, во-вторых, в бобровых прудах создаются благоприятные условия для успешного переживания пиявками наших зим, кстати, не очень суровых в последнее время.

Специалисты из Борка выдвигают свою теорию расселения южных видов в суровых условиях нашего региона. Как рассказал Юрий Владиславович Слынько, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией эволюционной экологии ИБВВ РАН, причин тому несколько. Несомненное влияние на продвижение южных видов на север имеет, конечно, человеческий фактор и… процессы планетарного масштаба, к которым человек не имеет никакого отношения.

ВОДОХРАНИЛИЩА

Человек создал целую сеть водохранилищ, что ликвидировало ранее непреодолимые для большинства видов преграды и открыло возможность для свободного их расселения. На отдельных участках того же Рыбинского водохранилища значительно снизились скорости течения, увеличилась температура водных масс, повысилась минерализация.

Свою роль сыграло наличие шлюза, а значит, обратных течений. Это обстоятельство, по-видимому, оказалось одним из наиболее существенных для обеспечения расселения многих видов водных беспозвоночных и рыб.

Существенную лепту внесло строительство, в частности, на Волге тепловых энергостанций и теплоцентралей, сбросные теплые воды которых создают на соответствующих участках Рыбинского водохранилища зоны повышенных температур.

Можно констатировать, что с конца 1980-х годов проникновение чужеродных видов рыб и беспозвоночных в бассейны Волги приобрело характер взрывной массовой экспансии, которая проходит с нарастающей скоростью. За последний отрезок времени с 2000 по 2006 год ихтиофауна Волги пополнилась ровно в два раза по сравнению со всем предшествующим периодом, начиная с 1950-х годов. Наиболее ярко этот процесс может быть продемонстрирован на примере черноморско-каспийской тюльки и бычка-цуцика, интенсивно расселяющихся и продвинувшихся далее других видов вверх по Волге.

Бычок-цуцик начал завоевание Волги еще в 1960-х годах, однако к середине 1990-х продвинулся не далее Куйбышевского водохранилища. А в начале 2000-х происходит взрывное расширение его ареала, и буквально за 3 — 4 года бычок-цуцик оккупирует Чебоксарское, Горьковское и Рыбинское водохранилища, а в настоящее время достиг Угличского.

Что же влияет на такой темп вселения новых видов?

ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ

Виной тому глобальное потепление, считают ученые из Борка.

— Именно в середине 1980 — начале 1990-х годов, — продолжает наш разговор Юрий Владиславович, — усиливается циклоническая активность воздушных масс, повышается уровень Каспийского моря, наблюдается устойчивый рост среднегодовых наземных температур и температур поверхностных вод. И как следствие, уменьшается продолжительность ледового покрытия водоемов. Так, температуры Мирового океана за это время выросли на 2,5 градуса, а наземные — на 2 градуса. Для сравнения: повышение температуры только на 0,5 градуса Цельсия уже приводит к серьезным изменениям в экосистемах. Более мягкие зимы последних лет, более ровные температуры летом приводят к тому, что увеличивается вегетационный период в водоемах. Это приводит к развитию одноклеточных водорослей и беспозвоночных, которые становятся кормовой базой для рыб. И как следствие, более южные виды заполняют экологические ниши, получая здесь прекрасные условия для размножения.

Процесс глобального потепления в современном мире развивается неожиданно быстро, по мнению ряда мировых экспертов, лет через 15 — 20 он достигнет своей наивысшей точки.

Можно с уверенностью утверждать, что на наших глазах разворачивается сценарий, аналогичный постплейстоценовому периоду, а это примерно 10 тысяч лет назад, когда освободившиеся от оледенения реки были заселены видами, составившими основу живого населения современных водоемов. В тот период начавшееся потепление совпало по времени с существованием в бассейнах данных рек обширных постледниковых озер. В настоящее время мы отмечаем совпадение фактора глобального потепления с произведенным человеком зарегулированием стоков, обусловившим превращение крупных рек в цепочку озеровидных водоемов. Именно эти два обстоятельства и являются непосредственными причинами проникновения в более северные регионы, в частности в Рыбинское водохранилище, чужеродных видов беспозвоночных и рыб.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page