Сельская школа

Юркинская школа знаменита во многих отношениях. Единственная сохранившаяся на весь куст деревень и сел на 20-м километре неполная общеобразовательная школа, кроме нее есть еще только Неверковская начальная. Школа спортивного профиля, известная далеко за пределами района и области своими спортивными достижениями, в первую очередь по возрожденной здесь старинной лапте.

Деревянное одноэтажное здание, резные наличники на окнах — когда-то их делали сами ученики на уроках труда, со стороны улицы небольшой цветник и ряд лип. Маленькие классы, лесенка, стертая ребячьими ногами не одного поколения учеников. Здесь все кажется спокойным, уютным, почти домашним. Юркинская школа была открыта в конце 1930-х годов. Предшествовала ей церковно-приходская

4-классная школа в соседнем селе Веска, за рекой. В ней учились еще юркинские старожилы поколения 1920 — 1930 годов, даже начала 1940-х. В свое время открытие этой школы в 1876 году стало событием: школа давала возможность получения начального образования практически не знавшему грамоты крестьянскому населению округа. Достаточно сказать, что до открытия школы в деревне Юркино единственным грамотным человеком был староста из приезжих.

Вначале школа размещалась в одной из церковных сторожек при вескинской Никольской церкви, затем на пожертвования петербургского купца Кокина, уроженца села Веска, было выстроено двухэтажное здание школы, с кирпичным нижним этажом и светлым деревянным верхним этажом-мезонином. В знак признательности за благотворительный дар школа стала именоваться Кокинской. Полуразрушенное здание ее, отмеченное даже в краеведческой литературе, и ныне можно видеть на Веске. А в начале XX века школа эта была местным центром просвещения. В нижнем этаже здания размещались классы, наверху — бесплатная изба-читальня и квартира учителя. В Юркине школа была открыта во времена массового закрытия церквей. Здание, где размещается она и поныне, — бывший купеческий дом с поздними пристройками. Первыми учителями в ней стали бывший священник вескинской церкви Дмитрий Алексеевич Скворцов и его жена. После открытия школа в Юркине просуществовала недолго: с началом войны в ней разместился детский дом для детей блокадного Ленинграда. Потом несколько лет была школа ФЗО, где учили столярному делу. Лишь в 1949 году Юркинская школа возобновила свою работу, уже как 7-летняя. Все это время учила детей бывшая Кокинская начальная. Как и во многих сельских школах классы были совмещены, вместе учились дети разных возрастов: одна учительница вела уроки одновременно в 1-м и 3-м классах, другая — во 2-м и 4-м. Пока объясняет урок и спрашивает одних, другие выполняют свое задание. Учителя, как рассказывают, были очень строгими, помимо учительской указки наказанием за плохое поведение или невыученный урок было оставление в школе после занятий. Для полуголодных маленьких ребятишек, которым до дому идти в свою деревню несколько километров, это было серьезное наказание. В классе сидели тихо, проблем с дисциплиной не было. Строгая дисциплина была и в Юркинской школе — время было такое, суровое. Поначалу в Юркинской школе сменилось несколько директоров. Один из них был репрессирован — поводом послужило хорошее знание немецкого языка. После войны при школе открыли интернат — учились дети из дальних сел и деревень, многие ходили за 7 — 10 километров. Директорствовал тогда Александр Дмитриевич Елкин, вернувшийся с фронта учитель физики. При школе для обеспечения продуктами интерната и столовой было организовано большое подсобное хозяйство, где дети сами выращивали телят, поросят, на школьном приусадебном участке росли даже помидоры, капусту солили сами. Собирали, сдавали лекарственное сырье, ягоды. Директор был хорошим хозяином, порядок в школе был строгий, и больше всего тогдашним ученикам досталось трудового воспитания: обычным делом и обязательным была вместо уроков помощь колхозам в уборке урожая — лен убирать, копать картошку. Юркинская школа как образцовая известна была по району.

Как принято было в советское время, школа выполняла не только образовательные функции, но являлась культурным, в особенности идеологическим центром в сельской глубинке, выполняя политический заказ государства. С довоенных времен при школе проходили праздники и митинги, маевки и собрания, с концертами выступали приезжающие агитбригады. Жестко идеологизированное время 1960-х — начала 1980-х годов запомнилось неизменными школьными политико-воспитательными мероприятиями, за учителями закрепляли участки по селам, где они обязаны были проводить регулярные политинформации и беседы с населением.

Конец 60-х годов стал временем массового оттока сельского населения в города и крупные поселки. Признанные неперспективными, обезлюдели целые деревни. Повсеместно по селам стали закрываться школы, где оставалось по 1 — 3 ученика, а то и вовсе никого. Юркинскую школу миновала эта печальная участь: в поселке открылся леспромхоз, куда стало стекаться на работу и жительство население пустеющих окрестных деревень, много появилось и приезжих из Пошехонского района. Из закрытой в 1973 году школы-семилетки в Супорганове в Юркино перешли ее директор Татьяна Ильинична Иванова и кое-кто из учителей. Несколько оставшихся еще по округе начальных школ в течение 70-х годов тоже были закрыты, а Юркинская школа стала 8-летней. Детей в поселке тогда было много, классы, по меркам сельской школы, большие — более 20 учеников, в отдельные годы открывались даже параллельные классы. Существовала в истории Юркинской школы еще одна страница: яркие перестроечные 80-е, свежий ветер горбачевских перемен в стране — школьные турслеты, туристические походы, поездки учеников по городам бывшего Союза, оживление общественной жизни поселка, когда в школе проводились вечера поселкового клуба трезвости, запомнившиеся встречами с интересными людьми — писателями, поэтами, художниками, журналистами. На съемки в Юркинскую школу тогда приезжало даже Центральное телевидение из Москвы. У директора школы того времени Михаила Сергеевича Тихонова была идея, которой не суждено было реализоваться: построить в Юркине новую большую 10-летнюю школу современного уровня. В конце 80-х собрали все исходные данные, выбрали проект, область включила строительство в план, даже выделили средства. Но на уровне межличностных отношений и конкуренции на местном уровне утвержденное вроде бы решение было отклонено одним звонком из райкома, минуя прочие инстанции. Через несколько лет разразился экономический кризис, и хорошую идею окончательно похоронили. На поле за Юркиным, где намечалось строительство новой школы со стадионом, ныне выросли частные дома — новый хутор. Юркинская школа по-прежнему размещается в своем старинном деревянном здании. Жизнь показала, что, возможно, строительство большой школы было преждевременным: в кризисные 90-е годы, с прекращением работы леспромхоза, население Юркина сократилось настолько, что ныне одна из основных проблем Юркинской школы — недостаток учеников. Хотя тогдашний директор Михаил Сергеевич Тихонов уверен: если бы школу успели построить и создали бы материальную базу, не все разрушилось бы. С учетом детей из Неверкова и из воинской части, которых ныне организованно возят собственным автобусом в школу в Борисоглебский — ежедневно за 40 километров, в Юркинской школе набиралось бы до 200 учеников и едва ли возник бы вопрос о ее закрытии. Хотя дело, конечно, не только в школе.

Юркинская школа в последние годы пережила разговоры о перспективе закрытия как несоответствующая современным требованиям и санитарным нормам — к школе не проведен водопровод, нет теплого туалета, столовой. Другая крайность: грандиозные планы переоборудования под новую школу, которая должна будет объединить Юркинскую и Неверковскую начальную, части пустующего здания ДК, — перспектива, как оказалось, весьма отдаленного будущего и очень больших капиталовложений. Юркинская школа живет и работает. Пережила «компьютерную революцию»: если в 2002 году появился в ней первый компьютер очень старого образца, то ныне имеется хорошо оснащенный компьютерный класс, проводятся уроки информатики. Водопровод наконец подведен к самому большому школьному зданию, решен вопрос с горячим питанием учеников. Но самой большой проблемой остается — как отражение демографической ситуации в сельской местности — уменьшающееся год от года число учеников. При населении поселка Юркино порядка 500 постоянных жителей в Юркинской школе учится включая ребят, приезжающих автобусом из дальних деревень Раменской и Неверковской стороны, около 70 учеников — во всех девяти классах. И если в старших классах по 8 — 10 учеников, то в первый класс в 2004 году пошли 6 человек, в 2005 году первый класс вообще не удалось сформировать, в 2007 году набралось лишь три первоклассника. Юркинская сельская школа становится малокомплектной, говорят и о перспективе совмещенных классов — первого со вторым в случае недобора учеников.

Родители имеют выбор: можно сразу определить ребенка в 11-летнюю школу в соседнем селе Вощажникове в семи километрах, ездить рейсовым автобусом, ходит сейчас и специальный школьный автобус. И все же каждой маме было бы спокойнее, если бы ее малое чадо ходило в школу в своем поселке: забежать домой на большой переменке, после уроков прийти самому пешочком домой, не дожидаясь автобуса, не болтаясь по чужому селу. Малые сельские школы должны быть сохранены — от них во многом зависит будущее наших деревень, поселков, сел. Ведь из опыта прошлого известно: когда закрывают в селе школу, жизнь уходит из него.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page