Я сторонник живой, улыбчивой газеты

Надо честно признаться, в нашей редакции волновались перед проведением этого мероприятия. Опасались, что нашему главному редактору будет меньше адресовано звонков, чем это обычно бывает во время проведения традиционных золотокольцовских прямых линий. Все-таки Алексей Невиницын крышами и кранами не заведует. К тому же нам в редакцию каждый день звонят наши читатели, делясь своими проблемами, темы для будущих публикаций подсказывают.

И акцию «Журналист по вызову» совсем недавно мы проводили. Казалось бы, должен выдохнуться наш читатель и на какой-то период, пусть непродолжительный, потерять всегда присущую ему активность.

Признаемся, ошиблись. Люди анонсированные в «Золотом кольце» два номера телефона набирали даже чаще, чем это обычно происходит во время проведения наших прямых линий. Сочувствовали мы нашему редактору, наблюдая, как он метался от одного аппарата к другому, отвечая на читательские вопросы.

В основном, конечно, подсказывали темы для будущих публикаций, делились своими проблемами в надежде, что «Золотое кольцо» им поможет. Язык не поворачивается про какой-то отдельный разговор сказать: неактуально, мелко, общественно не значимо. Все темы задевают интересы нашего читателя. Будь то выгул собак в Дзержинском районе, никак не сдающийся в эксплуатацию дом в Заволжском, отсутствие горячей воды, плохие взаимоотношения с соседями… Очень много вопросов поступило по медицине и социальному обеспечению. По этой теме особенно ярко жаловались люди из Углича, Нового Некоуза. Критиковали наш сайт в интернете, просили улучшить его работу. Нет сомнений, по большинству поступивших звонков в ближайшее время на места выедут наши корреспонденты, будут подготовлены материалы, которые появятся в газете. Сейчас же хочется сосредоточиться именно на ней, родной. Ведь мы так редко говорим о «Золотом кольце» с читателем, слышим его мнение и наставления, как жить дальше.

НЕ ЧЕРВОНЕЦ, ЧТОБЫ ВСЕМ НРАВИТЬСЯ

— Алексей Михайлович, для меня преимущества «Золотого кольца» перед другими изданиями очевидны. Поэтому именно его я и выписываю уже много лет. Часто пересказываю коллегам по работе понравившиеся публикации. С интересом все слушают. А вот несколько раз на улице пришлось услышать в адрес «Золотого кольца» — желтая пресса. Вам не обидно, когда так называют нашу газету?

Любовь АНТОНОВА, Ярославль.

— Как говорится, хоть горшком назови, только в печь не ставь. Я сторонник живой, улыбчивой газеты, за чтением которой не приходилось бы скучать. Слог у журналистов должен быть соответствующим. У ярославцев есть потребность в такой газете. Не случайно у нас в последнее время начала расти подписка. Безусловно, это связано и с некоторым ростом нашего благосостояния, но не только с ним. По городу Ярославлю нынче нас выписали на 4 процента больше, чем в прошлом полугодии.

У читателя всегда есть выбор. Кому-то, может, и нравятся занудные политические обозрения, скучное длинное изложение заурядных фактов, бесконечные фанфары руководителям про их великие достижения. В нашей редакции все это не любят, у нас другой стиль. «Золотое кольцо» — живая газета. Мы стараемся все излагать читателю человеческим языком, а не чиновничьим отчетным. Мы хотим быть понятными и желанными для всех, а не для узкого круга, делаем упор на человека, на жизнь. На селе только «Золотое кольцо» и осталось, уже давно там оно стало синонимом просто газеты. Другие издания там почти не присутствуют. Информация деловая, конкретная, безусловно, нужна, и мы ее даем и про власти пишем объективно, в том числе и положительно.

— Часто приходится читать в «Золотом кольце» слишком смелые публикации. Это не опасно? Вы не боитесь мести, репрессий? Вас многие влиятельные люди наверняка не любят?

Евгений НИКОЛАЕВ, Ярославль.

— Как говорил отец писателя Бунина: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». И газета не тот случай, чтобы всех хвалить, вылизывать у властей предержащих определенные места. Наша газета как раз сильна своим смелым критическим словом. Конечно, у нас были проблемы после публикации смелых материалов. Однако, честно говоря, мне не известно, что мы нажили каких-то смертельных врагов.

Конечно, героям наших критических публикаций они не нравятся, но это наша работа. Куда еще обратиться человеку, замученному чиновничьим произволом, как не в смелую газету? Мы таким людям стараемся помочь. Мы должны уметь держать удар, не прогибаться. Хотя хотелось бы более высокого журналистского профессионализма, в спешке, горячке иной раз наши корреспонденты недорабатывают.

Вот ругают советскую журналистику. Говорят, она была рабской. Однако на самом деле советская журналистика в первую очередь была очень сильной. Цензура в то время свирепствовала, ее надо было обходить. А теперь пиши о чем хочешь, вот пустышки и появляются. Критика должна быть серьезной, насыщенной, с фактами, а не просто ерничанье: ой, такой-то чиновник глупость сказал — давайте посмеемся…

КОНКУРЕНЦИЯ

И НЕЗАВИСИМОСТЬ

— Бумажные газеты наверняка скоро умрут. Вы готовы к этому?

Анастасия БАЛУЕВА, Ярославль.

— Есть основания полагать, что газеты в нынешнем их виде просуществуют еще как минимум лет 50. Мне приходилось об этом беседовать с редакторами западных газет. А ведь у них сейчас уже конкуренция электронных СМИ значительно сильнее, чем у нас. А что будет после этого периода, тоже еще неизвестно. Мы не можем загадывать, мало ли какие переломные изменения произойдут.

Кинотеатры, у нас был момент, почти умерли. Все уже полагали, что они совсем ушли в прошлое. Сейчас все возрождается, причем на новом, более высоком уровне. Хорошие доходы приносят эти заведения. Наш отечественный кинематограф сейчас тоже набирает обороты. Также и в газетном деле могут произойти какие-то революционные изменения. Да и сейчас селедку в компьютер не завернешь и в уединенное место с ним не пойдешь, а с газетой — пожалуйста…

— Уважаемый Алексей Михайлович, заметно, руководимая вами газета более независимая, чем остальные ярославские СМИ. Эта независимость дорого стоит? Приходится, наверное, постоянно испытывать давление со стороны различных органов, руководителей? Как вы с этим всем справляетесь и почему ваше издание до сих пор им не удается закрыть?

Евгений СИДОРОВ, Переславль.

— В 90-х годах было принято выкрикивать: независимая газета. Мы никогда в своих выходных данных такого хвастовства не писали. Однако всегда были вольными и свободными. Первые два года у нас в учредителях был областной совет народных депутатов. Потом — журналистский коллектив. Таких областных ежедневных газет по стране, в которых нет участия ни государственного капитала, ни частного, осталось очень мало. Пальцев одной руки хватит, чтобы сосчитать. Что такое состояние независимости? Не надо прогибаться перед сильными мира сего, но не хотелось бы превращаться и в маргинальное издание, которое, как собака, лает на власть, норовит куснуть. Как вы знаете, собака лает, а караван все равно идет. Нужна и критика власти, необходимо и сотрудничество с ней. Мы все находимся в одной лодке, которая называется Россия. Хватит нам революций. Мы одну уже пережили в 90-х годах. С другой стороны, мы не избегаем тем, которые волнуют наше общество, дело в их подаче. Можно, конечно, писать, например, об амурных делах известных в области людей. А уж, поверьте, у журналистов на сей счет немало информации. Это наверняка привлечет значительный круг читателей, но есть ведь у редакции и чувство брезгливости, внутренние тормоза, чего уж под подол залезать…

ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПУБЛИКАЦИЙ

И ПИШУЩИЙ РЕДАКТОР

— Алексей Михайлович, часто видим вашу подпись как автора под материалами. Разве это редакторская работа — самому писать в газету?

Василий НИКИФОРОВ, Ярославль.

— Некоторые хотели бы превратить главного редактора в простого завхоза. К сожалению, я мало пишу, хотелось бы писать больше. Есть всегда о чем сказать, хочется сказать. Чувствуешь порой, что ты первый можешь о чем-то сказать или интереснее, чем это было до тебя. Не хочется, чтобы творческая жилка угасала. Я — журналист в прошлом. Есть главные редактора, которые являются исключительно менеджерами, коммерсантами. Честь им и хвала, наверное, в финансовом плане их издания процветают. Мне же не хочется расставаться со своими навыками. В первую очередь я — человек слога. С другой стороны, если есть хороший журналистский материал по теме, за которую я сам планировал взяться, отойду в сторону и поставлю в полосу его.

— Газета пишет, пишет, а многое в нашей жизни не меняется. Вы каким-то образом изучаете реакцию на ваши публикации? Какова их действенность? Чего добилось «Золотое кольцо», кому помогло?

Ксения ЗАВОРОТНЮК, Ярославль.

— Очень многие вещи остаются совсем за кадром. «Золотое кольцо» — влиятельная газета. Иной раз хватает одного телефонного звонка чиновнику, руководителю, чтобы помочь людям добиться справедливости. Ситуация изменилась в лучшую сторону. Зачем об этом писать? Мы людям помогли. Бывает, и по 10 раз напишешь — никакого эффекта. В последнее время выстроилась государственная вертикаль, и это заметно по отношению к печатному слову. Нет пренебрежения, безразличия. Эффективность публикаций повысилась. Помогали мы людям и квартиры получать. Была такая крайняя необходимость. Ярославским солдатам-срочникам, служившим далеко от нашего края, страдающим от дедовщины, помогали. Я не называю конкретные фамилии не потому, что не помню их, просто не хочется лишний раз тормошить раны. Наши внимательные читатели наверняка знают, кого и что конкретно я имею в виду. Помогали ярославцам из глубинки найти захоронения своих родственников, погибших во время Великой Отечественной войны. Возьмем недавние наши публикации про то, что АТП в районах умирают, что их намеренно банкротят. От гневных чиновников, причастных к этому явлению, разрывались редакционные телефоны. Резонанс есть, есть и перемены по этой проблеме.

СТОИМОСТЬ ПОДПИСКИ, СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТСКИЕ КОМАНДИРОВКИ И ПРОВОДНОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ

— Алексей Михайлович, много лет выписывали «Золотое кольцо». Газета очень нравится, все устраивает. Однако для сельского жителя стало за-труднительно сразу отдать за подписку 500 — 600 рублей. Нельзя ли как-то за счет рекламы, Бог с ней, пусть она будет в газете, мы теперь понимаем, что это необходимо, так вот, за счет нее снизить стоимость подписки? Это возможно?

Зоя ХЛЕБНИКОВА,

Некрасовский район.

— Я очень благодарен людям, которые выписывают нашу газету по цене 540 рублей для пенсионеров и 600 для остальных. Мы подписываем газету уже давно себе в убыток. Наша цена — всего одна треть от общей. Львиная доля достается вовсе не нам, а почте. Почти 400 рублей стоит доставка. Наценка почтовиков составляет ныне 200 процентов. Было бы хотя бы 50 процентов, тогда годовая подписка стоила бы всего рублей 300. Она была бы более доступной. Однако это не в нашей власти. А так, сейчас себестоимость газеты за полугодие составляет около 360 рублей. Свои убытки мы уже давно возмещаем за счет рекламы. Мы не государственная газета, дотаций не имеем, зарабатываем на жизнь сами. Сделать меньше стоимость подписки в настоящее время мы не можем, газета умрет. Сотрудники и их семьи останутся без работы и средств для существования.

— Вашу газету иной раз называют сельской. Действительно вы ориентируетесь на деревенского читателя? Или это всего лишь ловкий коммерческий ход?

Геннадий СКВОРЦОВ,

Ярославль.

— «Золотое кольцо» — одна из немногих областных ежедневных газет, которая сделала упор не на губернский центр, а на всю область. Фактически с самого начала наши читатели распределяются примерно так: 40 процентов — Ярославль, 60 процентов — вся остальная область. С первых месяцев своего выхода в свет мы завели собкоров буквально во всех районах нашего региона. И сейчас у нас трудятся 8 собкоров. В старые советские времена у партийных газет было соотношение: 80 процентов — областной центр, все остальное — 20 процентов. У большинства нынешних периодических изданий такое соотношение сохраняется. Мы избрали другой путь. Стремимся, чтобы «Золотое кольцо» было настоящей народной газетой, интересной для всех. В нынешнее время мы фактически единственная областная еже-дневная газета.

Мы очень ценим, что люди при невысоких доходах, а они в районах меньше, чем в Ярославле, нас выписывают. Тысячи выписывают, а читают значительно больше — десятки тысяч. Мы связи с людьми из провинции, глубинки не теряем. Как же нам про них, про их проблемы, заботы, радости не писать?

Случается, на наших творческих летучках звучат мнения: «Чего там делать в глубинках вроде Пошехонья? Ничего интересного там не происходит». А я по своему глубокому убеждению считаю, что даже в любой самой маленькой деревне можно найти интересных людей. Там обязательно есть свои интересные эпизоды, своя история. Людей неинтересных в мире нет, как сказал поэт, их судьбы как истории планет. Журналисты, которые к нам приходят работать, если пренебрегают глубинкой, в командировки не ездят, у нас, как правило, не задерживаются. А потом, надо с уважением относиться к своим корням. Дети в трудные моменты идут за помощью к своим родителям, так и мы в целом в подобных ситуациях обращаемся к деревне, православию. Наша газета — светская, но мы об этом никогда не забываем. Читатели это ощущают в полной мере и соответствующим образом к нам и относятся.

— Алексей Михайлович, наверное, для вас мой вопрос будет неожиданным. Как сохранить проводное радиовещание? Радиоточки и старые линии не восстанавливаются. Между тем радио необходимо не только для информации, но и для оповещения населения в экстренных ситуациях.

Галина ЛЕБЕДЕВА, заведующая общественной приемной полпреда президента РФ в ЦФО по Мышкинскому району.

— Радиовещание отмирает не только в районе. Это очевидно. Чего тут поделаешь. Платить надо за точку, неважно, слушаешь ты или нет. Нелишние деньги для деревенского жителя. Провода в сельской местности срезают. Сейчас есть дешевые приемнички, купи и слушай, платить за него потом не надо. Приемник можно с собой взять. Оповестить население в экстренных ситуациях можно и на радиоволне.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page