Людей лечить — не болты точить

Неумолимо бежит время. Давно ли, кажется, ходил здесь с телекамерой и Александром Тепляковым по недостроенным тогда этажам и снимал репортажи о подготовке к открытию Пречистенской ЦРБ. И вот теперь главный врач больницы говорит о необходимости косметического ремонта здания к предстоящей в октябре 2009 года очередной процедуре лицензирования ЦРБ.

БЕЗ АВРАЛА

Ремонт ремонтом, но не это главное. Важно, чтобы работники больницы соответствовали постоянно возрастающим требованиям к профессионализму, какие предъявляет современная медицинская наука.

— По большому счету мы не выходим из режима лицензирования, — уточняет Александр Александрович. — В прошлом году лицензировали рентгеновскую службу, на днях сдали документацию по наркологии и дермовенерологии, а 5 июня заканчивается лицензия по наркотикам. Из 15 фельдшерско-акушерских пунктов удалось лицензировать 13 и амбулаторию в селе Коза. Поверьте, это была сложная работа. Теперь к ней добавляются новые заботы: надо готовить проект утилизации отходов, устанавливать лимиты на них. А это значит, придется приготовить целый ворох документов и чуть ли не каждый из них согласовать с различными инстанциями.

Казалось бы, до октября будущего года еще столько времени. Но чтобы, например, получить лицензию на проведение периодических профосмотров, необходимо уже сейчас обучить специалистов на курсах по профпатологии. Обучение каждого из восьми врачей обойдется в 6850 рублей, а двух председателей комиссий — уже в 27500 на каждого. Эти цифры Александр Тепляков назвал навскидку, не заглядывая в документы. Кроме уплаты солидных денег на больницу лягут дополнительные трудности, поскольку на время учебы специалисты будут отвлечены от лечебной работы. Значит, их коллегам придется поднапрячься — пациенты ждать не могут. Но чтобы не случилось аврала в 2009 году, уже сейчас учится начмед, еще восемь врачей поедут на учебу в апреле.

Материальная база ЦРБ, считает главный врач, вполне удовлетворительная. Состояние оборудования, в том числе и медицинского, особых тревог не вызывает. Его достаточно и для оперативного вмешательства, и для наркоза, и для эндоскопических исследований. Люди обучены, и аппаратура не простаивает. Но с учетом того, что в год в стационаре лечатся более трех тысяч больных, а поликлинику посещают около 50 тысяч, пришла пора ремонтировать помещения. Однако денег на ремонт Пречистен-ской ЦРБ в программе областного департамента здравоохранения на этот год не предусмотрено.

ТЕ ЛИ КРИТЕРИИ?

— Суть здравоохранения, — считает Александр Тепляков, — готовность оказать медицин-скую помощь человеку в любое время дня и ночи. Сегодня же все явственней просматривается тенденция оценивать работу медиков по принципу «как потопаешь, так и полопаешь». Простите, но работа врача не конвейер какой-нибудь. Это на заводе наточил столько-то болтов и гаек, соответственно этому и зарплату получил. Если следовать такой логике, то и пожарным надо платить в соответствии с количеством потушенных пожаров, а милиционерам — за число раскрытых преступлений. Но до такого же не додумались, слава Богу! Если врач не оказал вовремя человеку помощь, это может обернуться осложнениями и еще большими затратами на его лечение. Но дело даже не в деньгах, а в самом подходе к оказанию медицинской помощи: она должна быть доступной для каждого и своевременной. Особенно для сельских жителей, которые и так многим обделены. Но вот уже пошли разговоры, мол, у вас много коек.

Давайте разберемся: много ли на наш сельский район 117 коек? Казалось бы, некоторых больных, что лежат в стационаре, можно лечить амбулаторно. Например, сняли ноготь у человека или у него гнойник. После того как оказана помощь, человек этот отправился домой в деревню за несколько километров. Называется, сэкономили на койке. Вот только на следующую перевязку человек вряд ли придет в больницу. В результате он может превратиться в хронического больного. И даже если не брать в расчет этическую сторону вопроса, затраты на его лечение в таком случае могут возрасти в разы по сравнению с теми, какие необходимы были при первом обращении к врачу. Причем чисто механическое сокращение числа коек вряд ли приведет к снижению затрат. Судите сами: палата обогревается, в ней горит свет, на посту круглосуточно дежурит медсестра вне зависимости от того, лежат в палате двое, четверо или шестеро больных. Одного повара в пищеблоке также не оставишь. Можно, конечно, что-то сэкономить на прачечной. Но это мизер, о котором вряд ли уместно говорить, когда речь идет о здоровье людей. Так же и с лекарствами. Экономия в лучшем случае может составить процентов 30. Но стоит ли ради этого сокращать койки и рушить то, что создавалось таким трудом? Не повторится ли история, что произошла с детскими садами? Если в селах Коза и Семенов-ское, где раньше были стационары, а теперь амбулатории, население еще как-то обходится, то в Кукобое стационар необходимо сохранить. Потому что Кукобой расположен в 70 километрах от районного центра, и в той стороне вместе с деревнями проживает около 4,5 тысячи человек.

БЕЗ ПОБЕГОВ

В отличие от своего даниловского коллеги Александр Тепляков довольно спокойно говорит о предстоящем лицензировании ЦРБ. Прежде всего потому, что в Пречистом нет такой текучести медицинских кадров, как у соседей. Да и средний возраст их 38 лет. Есть в ЦРБ узкие специалисты, полный комплект среднего медперсонала. С жильем тоже все более или менее нормально: кому-то квартиры помогла приобрести в свое время районная администрация, кто-то сам купил. Но главная ставка на местные кадры. Вот скоро, например, должна вернуться домой после учебы Айна Ванцаева. С нею заключен договор, и Айна будет работать отоларингологом.

Как и в целом по области, сложнее ситуация на селе. Там трудятся в большинстве пожилые медработники. Такие, как Галина Леонидовна Курныгина, которая больше 40 лет без побега работает в фельдшерско-акушерском пункте села Николо-Гора. В одном из 15 ФАПов уже трудится по совместительству фельдшер из соседнего села, и положение пока терпимое. Но годы идут, а молодежь заманить на работу в село все труднее. Не придумали еще такого пряника. Из тех ребят, что заканчивают медицинские училища, в районе остаются, к сожалению, немногие. Но если удастся закрепить хотя бы одного из десяти, это уже хорошо, считает Тепляков.

— Последний раз от нас уехал врач года три назад, — вспоминает Александр Александрович. — Собирается уезжать терапевт. Вслед за мужем-прокурором, которого перевели на работу в Гаврилов-Ям. Но желающие на ее место уже есть, так что перестановка пройдет у нас безболезненно.

ДО ГЛУБОКОГО СОЗНАНИЯ

Уже в конце разговора главный врач признался, что многие проблемы ему удается решать с помощью местной власти. Там понимают, если вовремя не обучить специалиста-медика, у него не будет сертификата. Не будет сертификата — не будет лицензии, и, соответственно, врач не сможет работать в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). А значит, у больницы не будет денег, и ее содержание автоматически ложится на местный бюджет. Если, например, не обучить врачей, способных проводить профосмотр, то через пару лет люди вынуждены будут ездить в Данилов и ругать за нерасторопность главного врача и местную власть.

— Дело еще в том, что работа в системе ОМС не покрывает всех расходов больницы по питанию пациентов, по лекарствам и по зарплате медработников, — подытожил Александр Александрович. — Зарплата увеличилась на 10 процентов, а тарифы по ОМС — только на три. Получились ножницы. В Кукобое, например, врач-терапевт не сможет наработать необходимых средств на содержание больницы. В апреле прошлого года мы там все убрали по максимуму, так что опускаться ниже нельзя. Мы просчитали все и обратились за помощью к районной администрации. Выйдем с конкретным предложением к собранию представителей муниципального района. Постараемся довести до глубокого сознания депутатов мысль о необходимости бюджетной поддержки Кукобойской больницы. Надеемся, нас поймут правильно.

P.S. На прошедшем заседании собрания представителей его депутаты решили оказать Кукобойской больнице финансовую помощь из районного бюджета на содержание врача-педиатра и на лекарства для «скорой помощи».На снимке: Александр Тепляков.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page