Корова со средним надоем

В Ярославской области более 60 тысяч коров. В прошлом году у нас было произведено 235,9 тысячи тонн молока, средний надой на одну корову составил 3831 килограмм. На повестке дня по-прежнему стоит сокращение издержек на производство продукции.

  Об этом говорили специалисты и на недавно прошедшем в Мышкине сельском сходе представителей четырех соседних районов. Проведенный в начале 2005 года анализ уровня механизации и технического состояния молочных ферм показал, что в области 34 процента коров доилось в молокопровод, 2 — в доильных залах, а остальные, то есть 64 процента, в ведро.

Механизация, новое дорогое оборудование на фермах, кстати, хорошо показавшее себя и в Мышкинском районе, — против этого никто не спорит. Но существует еще рядом и частное подворье, без которого в иных местах нашей глубинки просто не прожить. Не вымер еще и уклад, когда скотину держат не только ради голой выгоды и где механизация по-прежнему остается на уровне восемнадцатого века. У таких хозяев, насколько удалось нам выяснить, особенно ценятся буренки со средним надоем. В отличие от сельхозкооперативных, где повышение надоя у каждого отдельно взятого животного — один из главных показателей.

Мышкин растянулся по волжскому берегу — оба его конца упираются в сосновый лес. Здесь, на сочных лугах, исстари пасли скотину. Пастухов для нее нанимали сами горожане. Когда-то, в 50 — 60-х годах прошлого века, коровы здесь бродили стадами, а в последнее десятилетие таких частных буренок можно уже по пальцам пересчитать.

За минувшие полвека в городе сильно изменился уклад жизни. Ведь животина на дворе — это постоянные хлопоты. И сенокосить надо, и вставать рано на дойку. Утром — провожать со двора, вечером — встречать. Легче устроиться на работу с гарантированным заработком, чем крутиться в хлеву с утра до вечера. Да и то же молоко от домашней коровы на деньги можно купить. Но в последнее время таких продавцов в райцентре становится все меньше и меньше. Раньше буренку и приобрести было проще — хоть с рук, хоть в колхозе. Теперь такого широкого выбора нет.

ОБ ЭТОМ мы узнали на окраине Мышкина, на улице Самкова. Здесь да рядом, на Грабиловке, как называют это место старожилы, когда-то было самое коровье место. Еще в восьмидесятых годах тут держали 25 коров, а сейчас на улице они только в двух дворах. Наша знакомая пенсионерка Галина Петровна до прошлого года жила с коровой. С недавних пор эта хозяйка осталась одна, у нее умер муж. Женщина не представляет свою жизнь без домашней скотины. Двадцать лет она вставала на зорьке, готовила пойло, посыпала кусочек хлеба солью для своей очередной любимицы. Но в прошлом году в сентябре с ее последней коровой Дочкой случилась беда.

Привязала ее Галина Петровна, как обычно, на хорошей лужайке, а Дочке захотелось попастись самостоятельно: оборвалась с привязи и ушла. Такое случалось не раз. Особенно летом, когда оводы начинают люто донимать скотину. Дочка тогда, обрывая привязь, сама прибегала к дому и мычала: просилась в хлев. И на этот раз, нагулявшись, сама пришла. Но когда хозяйка подставила ведро и принялась доить, корова ее лягнула. «Что такое?» — удивилась Галина Петровна. Поглядела, а у буренки вымя на две половины разрезано. Это она от боли лягается. Сейчас люди выкидывают мусор за городом, бутылки бьют где придется. Видно, задела за стекло или за железо и распорола себя. Что делать? Корова без вымени не корова. Повела в ветеринарку. Там поглядели, покачали головой: мол, зашить вымя можем, но после такого разреза у коровы наверняка будет мастит. Доить как следует перестанет. Лучше уж зарезать.

Жалко было Дочку, прожила она у Галины Петровны шесть лет. Давала по 18 литров молока в день. Тут, разговаривая, мы припомнили лозунги о повышении надоев. Всегда ли хороши высокие надои? «У меня была корова со средним надоем, — растолковала наша знакомая, — молоко у нее было очень жирное. Сметана получалась хорошей. Есть коровы и больше доят. Но мне такой не надо. Что толку? Молоко этого большого удоя как вода».

С ТЕХ пор, то есть с минувшей осени, Галина Петровна занята поиском новой животины. С годами купить в райцентре хорошую корову становится все труднее. И не только от того, что цены растут. За ту же Дочку заплатили восемь тысяч рублей, а теперь в Мышкинском районе буренка стоит 19 — 20 тысяч. Да еще, прежде чем найти Дочку, пришлось поездить. Тогда с мужем почти все деревни по дороге в Углич объехали. Присмот-рели одну кандидатку в свой хлев, такую, какую надо — тоже со средним надоем. Покупательница всю ее ощупала, огладила и нашла в вымени небольшое затвердение. «А это что?» — поинтересовалась у хозяйки. «Это бородавка!» — ответила та. «Нет, мне с бородавкой не надо!» — решила Галина Петровна.

Последнюю кормилицу нашли поближе, в Мышкинском районе. Теперь после нее осталось еще сена на ползимы. Нынешней весной Галина Петровна продолжает искать замену погибшей любимице. В отдаленном от райцент-ра селе Юрьевском продают корову восьмым оте-лом. То есть эта буренка уже телилась восемь раз, что немало для коровьего века. Такую уже можно считать старой. И хозяева у нее старые, устали держать и просят за нее всего 15 тысяч. Но Галине Петровне нужна молодая рогуля, на долгий срок. А ту собираются покупать на первое время жители из Кокошилова: они выходят на пенсию. А на пенсии в деревнях без домашней работы не сидят.

Предлагали мышкинской пенсионерке и молодую корову, первым отелом, с теленочком малым в придачу за 19 тысяч рублей. Но Галине Пет-ровне теленок не нужен, с ним хлопот больше. Так и продолжает она пока поиск подходящей животины со средним надоем. У домашней скотины по народному календарю есть свой, коровий праздник: 1 мая по новому стилю — день святого Власия. К этой поре на лугах хорошая травка зазеленеет. Время еще есть выбрать себе кормилицу.

Галине Петровне не только по давней привычке хочется хлопотать во дворе. С коровой, считает хозяйка, в доме всегда вкусная, хорошая еда. Да и безопасная, потому что уже два раза в последние годы случалось, что наша знакомая отравлялась некачественными продуктами. Один раз котлеты купила в магазине с истекшим сроком годности, в другой — куриную колбасу на рынке, от которой тоже пришлось к медицинской помощи прибегать. Поэтому, кто знает, может, со временем количество таких коров со средним надоем в глубинке станет расти. Люди поймут, что жизнь стоит не только на деньгах, про которые не зря говорят, что на них здоровья не купишь.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page