Главный по тарифам и понятия не имеет

На минувшей неделе из мэрии Ярославля в департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области поступила просьба рассмотреть возможность повышения тарифов на проезд в общественном транспорте и маршрутных такси.

ПОНЯТНО, что я, как депутат областной думы, захотел узнать, насколько конкретно мэрия предлагает повысить плату за проезд, и прямо спросил об этом у директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Александра Короткова. Ответ был поразительный: «Хотите знать — спрашивайте в мэрии. А я ни за что не скажу! Скажу только, когда будет утвержден тариф!» — сурово заявил тарифный начальник. Чем сразу же и дал основания заподозрить его самого в ангажированности.

Если нет, то скажите, пожалуйста, чего тут прятать. Или вспомнил, как полтора года назад, когда в очередной раз заинтересованными лицами делалась попытка резкого вздорожания проезда, мы, подняв в думе настоящий скандал, фактически заставили руководство коротковского тарифного департамента отступить. Тогда цены на первое полугодие 2007 года на общественный транспорт оставили старые, а на маршрутки повысили только на 20 процентов, а не на 50, как хотели хозяева этого бизнеса. И это было совершенно правильно, так как за год до этого тариф на проезд в общественном транспорте и в маршрутных такси взметнулся соответственно на 33 и 30 процентов! Не стали пересматривать стоимость проезда и на второе полугодие прошлого года. И вот только закончилась череда избирательных кампаний, как тут же и явилась угрожающая кошельку сотен тысяч простых ярославцев инициатива.

Выяснить конкретные запросы, которые, как партизан на допросе, ни за что не соглашался разгласить господин Коротков, конечно же, не составило никакого труда. В том же транспортном комитете мэрии и сообщили: суть предложения — рассмотреть возможность повышения платы за проезд в общественном транспорте до 10, а в маршрутках до 15 рублей. То есть на 25 процентов.

Но насколько обоснованы эти предложения? В аккурат в эти дни в областной думе рассматривался анализ транспортных тарифов в Ярославле, сделанный контрольно-счетной палатой области. Судя по нему, трудно усмотреть целесообразность в подобных шагах власти. Контролеры пишут, что себестоимость разовой поездки в 2007 году должна составить: в автобусах — 6,62 рубля, в трамвае — 4,77 рубля, в троллейбусе — 5,28 рубля при действующем тарифе 8 рублей. В маршрутных такси 4,94 — 5,03 рубля (в зависимости от перевозчика) при установленном тарифе 12 рублей. Специалисты счетной палаты указывают также на низкие, по их мнению, коэффициенты использования полной вместимости подвижного состава общественного транспорта, что свидетельствует о его неэффективном использовании, на «недостаточно рациональную организацию транспортного обслуживания населения по направлениям маршрутов, количеству рейсов, графику работы транспорта, на неполную компенсацию транспортникам органами власти выпадающих доходов от перевозки льготников». По данным КСП, в 2006 году ПАТП-1 и «Яргор-электротранс» недополучили из бюджета за перевозку льготных категорий граждан более 77 миллионов рублей, что, разумеется, не лезет ни в какие ворота.

Из всего этого контролеры делают вывод: работа маршруток является высокорентабельной, а общественному транспорту (автобус, трамвай, троллейбус) действующий тариф обеспечивает безубыточную работу. Чтобы обеспечивать нормальные финансово-экономические показатели, транспортникам и городским властям нужно наводить порядок. В том числе путем проведения достоверного и постоянного мониторинга пассажирского потока. Залезть же в карман ярославцев — самый простой выход. Но самый ли лучший?

Я спросил Александра Короткова, знаком ли он с анализом транспортных тарифов, подготовленным областной счетной палатой. Ответил в том духе, что понятия не имеет. А надо бы иметь, ведь это напрямую касается работы вверенного ему департамента и закрепленных за ним вопросов. Вчера я послал ему этот документ. Пусть хотя бы почитает, прежде чем принимать решение…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page