Шок от капустника да водка в придачу

29 апреля после многолетней реконструкции открылся рыбинский театр кукол. По традиции в числе первых любителей кукольных спектаклей, а значит, в основном маленьких зрителей, поздравил коллектив драмтеатра. Это был настоящий шок! Поздравляющие вышли на сцену с бутылкой водки, которую публично распили перед ошеломленными зрителями, среди которых было большинство малышей!

Зрители, сидевшие неподалеку от и. о. главы Рыбинска Владимира Хмелева, видели, как от такого, с позволения сказать, представления и. о. краснел и бледнел от гнева. Он вообще после открытия театра весь день был в таком расположении духа, что подчиненные летали направо и налево. Сокрушаться есть от чего: Рыбинский театр драмы, для которого, кажется, три года назад забрезжила надежда возрождения, снова может оказаться на пороге падения. Потому как начинается театр не с вешалки, как почему-то принято считать, а с уровня подаваемых спектаклей и представлений. Если этот уровень опускается ниже уровня среднестатистического зрителя, посещающего данный театр, то хорошего ждать нечего.

Три года назад в Рыбинский театр драмы прибыл новый главный режиссер. Рыбинцы вздохнули с надеждой: необходимость обновления театральной работы чувствовалась давно, да все как-то не было руководителя, готового начать это обновление. Новый главный режиссер Михаил Салес с первых шагов показал себя опытным руководителем, администратором и постановщиком спектаклей. Быстро наладилась постановка спектаклей, репертуар стал насыщенным и разнообразным. Решился вопрос о ремонте здания. О театре снова заговорили. И вдруг — как снег на голову — увольнение директора театра заслуженного артиста России Георгия Эльнатанова! Не сработались. Ну да, впрочем, в творческих коллективах и не такое бывает, пообсуждали и забыли. Тем более что Георгий Якубович вскоре получил звание народного артиста и работу в Ярославле.

А потом пошли слухи об интригах и разборках. Тоже не стали выносить сор из избы — ну какой же театр без интриг! Тем более что новые спектакли шли один за другим, рыбинские театралы, изголодавшись по новому репертуару, смотрели все с удовольствием. Прошло около года, и зрители почувствовали, как что-то в этих спектаклях уж очень набивает оскомину. Наряду с замечательными пьесами «Ревизор», «Номер 13» или «Маленький лорд Фаунтлерой» появились пьесы откровенно пошлого содержания, в которых актрисы выскакивали на сцену в неглиже.

Поскольку театральная публика в Рыбинске, несмотря на провинциальность, достаточно требовательная, в основном интеллигенция и люди старшего поколения, не привыкшие к пошлости, театралы стали жаловаться в отдел культуры. Там устроили Михаилу Салесу разбор полетов, на что послед-ний ответил: «Я ставлю спектакли, которые привлекают зрителей». Конфликтовать с главрежем не стали, думали, замечание пойдет впрок. Но не тут-то было! В марте муниципальное учреждение культуры «Рыбинский драматический театр» порадовало традиционным Днем театра, называемым в народе капустником. После капустника бывалые театралы были уже не просто в шоке, они были в гневе! Вот письмо, присланное в нашу редакцию побывавшей на капустнике Мариной Сергеевой. Марина Борисовна — московский режиссер и рыбинчанка по происхождению.

Любите ли вы Театр? Этот вопрос, сформулированный почти полтора века назад Виссарионом Белинским, не утратил своей актуальности и сегодня. Именно объяснениями в любви были наполнены поздравления, прозвучавшие под сводами театра на ежегодном празднике — Дне театра.

Приветствия, награждения, лестные речи: как все хорошо, какой у нас замечательный театр. То, что в городе есть еще и кукольный театр, об этом как-то вскользь, как-то между прочим. Конечно, зачем в праздник о проблемах (тогда еще открытие кукольного театра было под вопросом). Впрочем, кукольники привыкли к судьбе падчерицы (пригласили на бал — и будь довольна). Торжественная часть закончилась. Наградили тех, кого всегда награждали, выступили те, кто и всегда выступает, сказали то, что и всегда говорят. Отметили, отметились, и все довольны. Началось долгожданное выступление артистов. Капустник! Именно его и ждали собравшиеся любители театра. Сначала младший брат. Кукольники порадовали своим веселым и красочным представлением, которое зритель принял дружными овациями. Прелюдия закончилась, на сцену вышли любимые артисты театра драмы.

Начало представленного действа было заявлено как нечто новое, необычное, словом, чтобы было не как всегда. На сцене появляется экран, и нам демонстрируют фильм о том, как живет закулисье театра. Зритель недоумевает: о чем это они? В зале раздаются реплики: «Это и есть капустник?» Кресла начинают пустеть. Наконец любительское кино кончилось, остается ощущение: не поняли, ну и не надо.

Следующий эпизод капустника: артисты показывают зрителю сексуально озабоченного Штирлица с явным уклоном в голубизну. Возможно, именно так артисты хотели показать то, что более всего волнует авторов этой сцены. Но при чем тут рыбинский зритель?

Дальше — сплошная фантасмагория. На сцене появляется бен Ладен! Скрытый смысл этого эпизода до зрителей донести не удалось, актерского мастерства явно не хватило. Зритель так и не понял, что же собирается взрывать террорист N 1? То ли сам городской театр, то ли департамент культуры, который не обращает внимания на проблемы театра.

О следующих сценах, на которые остались только самые стойкие зрители общим числом не более сотни, говорить просто не хочется, ибо не находится слов, кроме тех, которые неудобно употреблять в приличном обществе. Нет, господа актеры, вы не любите свой театр! А вы, господин Салес, любите свой театр? Если да, то как же можно допустить к показу действо, для определения которого трудно подобрать слова? Можно ли расценивать отношение к зрителям, продемонстрированное в праздник театра, иначе как наплевательское?

Наш провинциальный город всегда отличался высокой театральной культурой, причем не только на подмостках сцены, но и в зрительном зале. Сегодня не только рядовой зритель, но и завзятые театралы на ваши, уважаемый главреж, спектакли ходить не хотят. И еще. Долгие годы город мечтал о том, чтобы в Рыбинске был построен новый театр. Построен на его историческом месте, где сейчас городской сквер. А вы похоронили эту мечту. Вы настояли на ремонте существующего здания, у которого не в порядке фундамент и стены. На ремонте, стоимость которого окажется в конечном итоге не меньше, чем строительство нового здания.

Так любите ли вы театр, господин Салес?..

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page