Я пропишу вам собаку, я пропишу вам кота

В скором времени Рыбинск может лишиться уникального зооуголка, работающего сегодня на базе город-ского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Такого уголка больше не встретишь не то что в Ярославской области, но даже и во всей центральной части Европейской России.

Причина его банальна — городским властям не нужно то маленькое учреждение, где с помощью общения с животными исправляют психические отклонения у ребенка, когда даже психологи не могут помочь малышу.

НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ

К идее анималотерапии — лечения у детей различных психических отклонений супруги Леонид Геннадьевич и Ольга Владимировна Куракины пришли не сразу. Началось все с маленькой комнатушки в здании музея. Один раз на птичьем рынке в Москве приобрели питона и игуану. Их и еще нескольких животных подарили в открывшийся магазин «Живая природа». Продавцы говорили, что люди ходят не покупать животных, а просто посмотреть на них. Так и родилась у Леонида Геннадьевича идея создания живого зооуголка. В музее сначала содержали рептилий и грызунов.

Животные в зооуголок Куракиных попадают разными путями. Южных покупают, а вот зверушек наших широт, как правило, люди приносят сами.

По полу зооуголка важно вышагивает белый лебедь. В середине апреля прошлого года открылась охота, охотники подстрелили его. Рыболовы, постоянные посетители зооуголка, которые и привезли лебедя, видели, как стая поднималась, а один остался. В ветлечебнице пришлось лебедю ампутировать крыло.

Неясыть привезли дети из интерната глухонемых. Из окна учебного заведения они увидели, как ее забивают вороны. Отбили. А потом вместе с преподавателем приехали сюда. Сегодня здесь живут еще два совенка, гнездо которых тоже разорили вороны около больницы в микрорайоне Переборы. Года два назад около гаражей милиционеры нашли енота. Видимо, в него кто-то стрелял, чтобы получить шкурку.

— Енота мы вылечили, но он был все время какой-то за-травленный. Совсем недавно выпустили его на волю.

Буквально на днях Леонид Геннадьевич выпустил ночью в лесу зайца-русака, который в неволе тоже чувствовал себя крайне неуютно. Зато воробей адаптировался здесь на все сто. Его отбили от кошки, принесли сюда. Он устроил себе гнездо за корой. Когда захочет, улетает в открытую форточку на улицу. Но вечером обязательно возвращается домой.

ЖИВОТНОЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОПАСНО

Общение с животными вызывает у человека, как правило, положительные эмоции. Как не улыбнуться, если рядом с вами важно вышагивает королевский фазан, петух спокойно клюет из ваших рук зерно, а лебедь и сурок вместе едят хлеб. И как не погладить мягкого и пушистого кролика, который сам тянет к вам мордочку. В этом и состоит главное отличие зооуголка Куракиных от любого зоопарка, где все звери сидят в клетках и общение происходит на расстоянии.

— Правда, родители приводят на зоовыставку своих двух-, трехлетних детей, — продолжает наш разговор Леонид Геннадьевич. — Они, увидев летающую птицу или бегающего сурка, начинают кричать во все горло.

Так родилась еще одна идея — лечить общением с животными различные психические отклонения у детей.

— Два года назад к нам привели девочку Катюшу. Она почти ничего не говорила. Через несколько занятий она увидела, как цесарка справила нужду. Я тогда занимался своими делами. Девочка долго ходила за мной, а потом дернула за рукав: «Она же нак… ла!» И с этого момента начала говорить все подряд.

Сашу привела мама, хотя изначально и не верила, что ребенок сможет измениться. Он не только убивал птиц, но и проявлял агрессию к родным и малознакомым. Через полгода ситуация изменилась к лучшему.

После развода родителей Максим перестал говорить. Мы с ним вместе делали домик для тараканов. Может быть, ему не хватало отца, определенной жесткости в воспитании?

Бывает, что Куракиных спрашивают богатые родители: «Сейчас модно лечение психических отклонений с помощью лошадей и дельфинов. Может, и моему ребенку поможет?» Нельзя забывать, что дельфин относится к подотряду зубатых китов, а лошадь может лягнуть. Поможет ребенку, да и взрослому, только социальное животное, которое не представляет никакой опасности, само тянется к человеку.

Недавно родилась еще одна идея — попробовать ставить сказки с умственно отсталыми детьми. И, конечно, не без участия животных.

НУЖЕН ЛИ ГОРОДУ ЗООУГОЛОК?

Зачастую сюда своих детей приводят люди весьма состоятельные. Но в Рыбинске ничего не предпринимается для того, чтобы развивать это доброе начинание. Небольшое помещение предоставил музей, а сотрудники зачастую жалуются, что от животных исходит неприятный запах. В муниципальной же собственности не находится помещения для зооуголка.

— Нужно отдельное помещение, — считает Леонид Геннадьевич, — чтобы ребенок не только знал, как выглядит животное, но и подышал атмосферой этого уголка живой природы. Вспомните, раньше почти в каждой школе были зооуголки. Сегодня этого, к сожалению, нет. И дети, видя петуха другой породы, говорят, что это попугай. Не знают, как выглядят утка и гусь, путают сурка с хорьком.

Даже руководители многих школ в Рыбинске не знают, что существует такой зооуголок. Лет пять назад детей из летних городских лагерей водили на выставки кукол Барби и посвященную Великой Отечественной войны, проходя мимо зооуголка.

Но рыбинский зооуголок хорошо известен в ярославских школах, тесные контакты налажены с наукоградом Борок. Чтобы пообщаться с животными, большой путь проделывают дети со своими руководителями из Костромы, Череповца.

И, наверное, родители, вы-кладывая тысячи рублей на сотовый телефон ребенку, смогут дать ему чисто символическую сумму для общения с животными.

Если Рыбинск лишится такого зооуголка, жизнь его, наверное, оскудеет.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page