Перевозчики требуют внимания властей

29 мая прошло расширенное собрание Ярославского автотранспортного союза директоров и председателей профсоюзных комитетов АТП области и Ярославля под председательством президента ЯАС Роберта Ивановича Бестаева.

С ДОКЛАДОМ выступил вице-президент ЯАС Вячеслав Евгеньевич Беляев. В работе собрания приняли участие недавно избранный директор департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области Ростислав Анатольевич Даниленко, исполняющий обязанности директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Александр Иванович Минькин и председатель Яроблпрофавтотрансдора Александр Никитич Пережогин.

В нашей области пассажирские перевозки осуществляют более 20 АТП и около 200 мелких частных перевозчиков с общей численностью работающих около 14 тысяч человек. Областная транспортная маршрутная сеть — это единый организм, который формировался десятилетиями, и то, что сегодня она сохранена, является важным социальным показателем и заслугой администрации области и городских администраций Ярославля и Рыбинска, директорского корпуса автотранспортных предприятий.

За последние три года реформирования транспортная политика претерпела серьезные изменения. Реализация федеральных законов N 131, 122, 94 на территории области довольно болезненно сказалась на организации перевозок. До сих пор в иных администрациях муниципальных районов на организацию пассажирских перевозок нет ни денег, ни специалистов. А монетизация льгот сделала автотранспортников просто заложниками ситуации. Была занижена реальная стоимость социального проездного билета и АТП недополучили миллионы рублей. Выросли огромные задолженности у власти разного уровня перед АТП. В связи с чем многие автотранспортные предприятия оказались на грани банкротства.

Федеральный закон N 94 требует проведения конкурса при отборе перевозчика. Но при всем при этом на территории области и на самых выгодных маршрутах работают так называемые «серые перевозчики». Они существенно снижают доходы у АТП, которое законно выиграло конкурс на маршруте. В итоге увеличиваются убытки, которые бюджетом не возмещаются. И тут же как неизбежность встает вопрос о сокращении рейсов автобусов, работающих с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, или о повышении тарифов.

На собрании Автотранспортного союза поднимался важный вопрос о нормативной базе организации перевозок касательно порядка предоставления субсидий из областного бюджета. За прошлые два года предприятиям фактически запрещалось приобретать автобусы на условиях лизинга. И это при том, что почти во всех АТП области автопарк изношен на 80 процентов. Принятая программа развития областного пассажирского транспорта на 2008 — 2009 годы в части обновления подвижного состава также финансово не обеспечена. А своими силами автотранспортные хозяйства не в состоянии обновить парки.

Есть претензии у автотранспортников и к порядку проведения экспертизы по определению уровня себестоимости услуг предприятия.

Так, намного занижены прогнозируемые расходы на инфляцию. Цены на топливо и электроэнергию растут намного быстрее. Соответственно резко увеличиваются и расходы. При существующей сегодня системе определения доходов, расходов и себестоимости по пассажирским перевозкам АТП трудно определить реальные цифры. Все эти показатели берутся из отчетов АТП. Из этих отчетов в себестоимость включены те пункты, которые признает администрация области, что не позволяет руководству АТП не только экономить, но и развиваться. Поэтому директоры АТП области обратились в Ярославский автотранспортный союз с предложением проводить независимую экспертизу уровня себестоимости услуг каждого предприятия параллельно той, что проводит департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов.

Чтобы Ярославские автопредприятия все-таки получали доходы от своей прямой деятельности — перевозки пассажиров, надо изучить и применить успешную практику организации работы транспорта в зарубежных странах и в российских регионах. Еще два года назад Автотранспортный союз предлагал использовать их опыт в Ярославской области, особенно это касается города Санкт-Петербурга, чей опыт уже используется в большинстве регионов России. Для начала необходимо изучить пассажиропоток всех транспортных маршрутов по области. Затем определить оптимальное количество транспорта в зависимости от пассажиропотока и соответственно подсчитать доходы и расходы, которые позволят правильно определить необходимые дотации предприятиям на год и больше.

Далее надо изменить структуру областного транспортного руководства. В Санкт-Петербурге эффективно работает трехступенчатая структура управления городским транспортом: вверху заказчик в лице комитета по транспорту, который самостоятельно решает все вопросы и заключает договоры с весьма ограниченным количеством муниципальных и частных предприятий. Они выигрывают конкурсы на перевозки пассажиров по определенным маршрутам. И на 5-миллионный Санкт-Петербург таких АТП всего 12. Это вторая ступень. И третья ступень — исполнитель в лице предприятия-перевозчика, опять же любой формы собственности. То есть 12 крупных АТП, выигравших конкурс, могут заключать договоры с любыми АТП, мелкими предприятиями, организовывать их работу и контролировать их. Еще немаловажный аспект: в договорах с перевозчиками определяются сроки перехода с «Газелей» на автобусы большой вместимости.

Автотранспортный союз, предлагая перейти на трехступенчатую структуру управления, прежде всего заботится о бюджетах города и области: ведь такая структура управления намного увеличит доходы и сократит расходы. Важным моментом является сокращение организаторов-перевозчиков. И именно они будут заключать договора с другими перевозчиками на маршруте. И опять же именно они будут строго следить за всеми возможными «серыми перевозчиками», ибо от этого будут напрямую зависеть их доходы. А существующая в последние годы структура управления транспортом области лишь способствует бесконтрольной работе транспорта, увеличивает расходы из бюджетов и постоянно сталкивает интересы транспортников и всех структур власти: комитетов, департаментов, администраций и т. д.

Также Автотранспортный союз заостряет внимание, что существующий сегодня баланс частных и муниципальных, государственных перевозчиков в области нельзя нарушать. Опыт развитых стран и сильных регионов России показывает, что нарушение такого баланса приводит к трагическим последствиям. Например, области и города РФ, в которых в 90-х годах все АТП приватизировали и поторопились сделать частными, сегодня или создают заново МУПы и ГУПы, или меняют форму собственности уже существующих. Ошибки, сделанные в 90-х годах, обернулись резким повышением цен на проезд, незащищенностью льготной части пассажиров и огромными расходами из бюджетов разных уровней. Продолжая политику поощрения акционирования АТП и передачи их в частную собственность, наша область также может сделать серьезную ошибку, которую впоследствии придется исправлять.

Автотранспортный союз обеспокоен крайне маленькой зарплатой водителей автобусов. Отставание от средней по промышленности составляет 3 — 4 и более тысяч рублей. Особенно малы зарплаты в отдаленных районах: в ГУП ЯО «Шестихинское АТП», «Пошехонское АТП», ЗАО «Даниловское АТП», в Рыбинске и Ростове.

Все затронутые на собрании проблемы Автотранспортным союзом неоднократно рассматривались на заседаниях правления в присутствии представителей администрации области и мэрии Ярославля. Предлагались конкретные пути их решения. По большинству вопросов приходили к единому мнению. Но решения по этим вопросам до сих пор не приняты.

Присутствующие на собрании внимательно выслушали Александра Ивановича Минькина и Ростислава Анатольевича Даниленко. Ростислав Анатольевич пообещал всяческую поддержку администрации области в решении проблем транспортников, особенно отдаленных районов. В полемике по самым острым вопросам активно выступали председатель Яроблпрофавтотрансдор Александр Никитич Пережогин, гендиректор МУП «Ярославское ПАТП-1» Александр Иванович Болтовнин, директор Рыбинского МУП «ПАТП-1» Виктор Константинович Жиганов и многие директора АТП Рыбинска, Данилова, Пошехонья, Ярославля и Тутаева. Волнует руководство Автотранспортного союза судьба как муниципальных, так и частных предприятий.

Все участники собрания ознакомились с представленной автотехникой автохолдинга «ЯрКамп». Автобусы большой вместимости и микроавтобусы очень удобны как для сельской местности, так и для городских маршрутов. Также на совещании были представлены недавно назначенные: директор ГУП ЯО «Переславское АТП» Андрей Сергеевич Шангин и директор ГУП ЯО «Ярославское АТП» Игорь Михайлович Матыцин, и принято в члены ЯАС ООО «Междугородные перевозки» из города Рыбинска, возглавляемое гендиректором Сергеем Ивановичем Соколовым. Все конкретные предложения Автотранспортного союза по улучшению организации работы транспорта будут переданы в письменном виде в администрацию Ярославской области.

На собрании представители администрации области и города, Ярославского автотранспортного союза, Яробл-профавтотрансдора пришли к мнению, что все вопросы, связанные с пассажирским транспортом в области и в Ярославле, необходимо срочно решать совместными усилиями и в деловой атмосфере взаимопонимания и уважения.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page