Жестокая правда

В отделе истории музея-заповедника работает уникальная фотовы-ставка с говорящим названием «Расстрелянный Ярославль».

Первый проект созданного недавно Фонда Анатолия Лисицына посвящен одной из самых трагических страниц истории нашего города, который в 1918 году на 16 дней перешел во власть восставших. Большевики жестоко подавили восстание, уничтожив треть города. Красной армией было выпущено 75000 снарядов. Был разрушен Успенский Собор, Демидовский юридический лицей с его уникальной библиотекой. Около 50000 человек вынуждены были покинуть Ярославль.

В экспозиции показана полномасштабная карта Ярославля с обозначением разрушенных и сгоревших частей города и линией фронта, а также выдержки из воспоминаний, приказов и телеграмм времен восстания. Отдельное внимание уделено исследовательской работе краеведов, братьев Юрия и Ивана Шевяковых. Они посвятили белогвардейскому мятежу всю жизнь. А началось все со школьного реферата на тему восстания. Благо, за примерами было далеко ходить не надо. Дом, где жили Шевяковы, располагался между мельницей Вахрамеева, теперь мукомольный завод N 1 и Американским мостом через Которосль. В начале 60-х годов здесь можно было увидеть отметины боев, оставленных снарядами и пулями в кирпичной кладке церквей и зданий.

Став студентом военной академии в Москве, Иван имел доступ к секретным документам. Собранный им архив «Два цвета Ярославля» насчитывал 10 толстых тетрадей. Исследования Ивана Шевякова в начале 90-х годов публиковались и в « Золотом кольце».

После смерти Ивана дело продолжил его брат Юрий. Но и тот скоро скончался, и коллекция оказалась в музее Санкт-Петербурга. А в 2008 году его вдова передала сохранившиеся документы в государственный архив Ярославской области.

На открытии выставки присутствовал сын Ивана Николай. Он, как и отец, стал военным, в 2005 году был отправлен в Ирак, получил тяжелое ранение и инвалидность.

На выставке экспонируются фотографии, снятые сразу после подавления восстания в период с июля 1918 по 1920-й годы. Попытались обойтись без классовых оценок и предвзятых взглядов. Кадры воистину страшные. Уборка трупов после подавления восстания. Общие потери противоборствующих сторон, убитых в боях и раненых, составили 830 человек! Но их может быть гораздо больше. Точно неизвестно число утонувших в Волге, а также преданных земле родственниками и товаришами по оружию на месте их гибели. Лагеря беженцев на Всполье, за Тверицами. Красноармейцы, боясь выпустить противника, тщательно проверяли всех покидающих город. Делали это по… рукам. Если руки рабочие — вели в концлагерь, если нет, то расстреливали.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page