Лечение на пустой желудок

Нас давным-давно приучили к мысли: у государства денег очень мало, оттого-то здравоохранение плохо финансируется. Этим объясняется все: и отсутствие нормального питания в больницах, и грубость медсестер, и взятки врачей, и даже декларативность самой идеи бесплатной медицинской помощи.

Мы воспринимаем это как данность, лишь иногда протестуем символически: жалобу какую напишем начальникам от медицины либо поищем связи в среде белых халатов. Но есть вещи, с которыми смирились навсегда. Например, с питанием в больницах. Передачка больному перестала быть только данью вежливости, теперь это жизненная необходимость.

ВОДА ДА КАША — ПИЩА НАША

«Обеспечение адекватного питания для больного играет важную роль в процессе его выздоровления. Клинически задачи питания включают в себя как поддержание веса тела больного в период выздоровления, так и обеспечение адекватного питания для поддержания иммунной активности организма. Также следует помнить, что правильное питание может обеспечить длительную ремиссию и, наоборот, нарушение режима питания может вызвать обострение заболевания». Это цитата из учебника для медицинских вузов. С верностью этих мыслей вряд ли кто будет спорить. Только вот на деле в большинстве наших больниц все по-другому.

Несмотря на то что Министерством здравоохранения в последние годы издано несколько приказов и инструктивных писем, направленных на улучшение качества питания пациентов в стационарных лечебных учреждениях (в них, в частности, содержится распоряжение соблюдать нормы по калорийности питания, выдерживать оптимальный баланс по белкам, жирам и углеводам, обеспечивать необходимое количество витаминов и микроэлементов), то, как кормят во многих больницах, трудно поддается описанию. Если судить по меню, все пристойно и терпимо. Но если указанные в нем блюда попробовать, то начинаешь сомневаться в значении слов. Вот читаем: суп мясной с протертыми овощами. Пробуем этот, с позволения сказать, суп — вода с несколькими мелко нарезанными кусочками чего-то. Да и вообще, во многих лечебных стационарах мясо в супе ли, в рагу ли — это непонятная масса, состоящая из мелко нарубленных сухожилий, перепонок и хрящей. Овощей в рационе, разумеется, минимум. О фруктах умолчим. Зато всегда, вне зависимости от времени года в больничном меню — каши, макароны, чай. Хотя и это есть и пить в принципе невозможно. Потому, что каша сварена на воде, без сливочного масла. Потому, что суп из вываренных костей, заправленный парой кусочков картошки и фаршем из мясных отходов, может вызывать только отвращение. Потому, что чай без сахара и заварки не имеет вкуса. Потому, что все это готовится равнодушными людьми, злыми на весь мир за свою тяжелую долю и нищенскую зар-плату, которые стараются хоть что-нибудь тиснуть на работе.

И все знают, что кормят в больницах плохо, а потому туда несут, несут и несут. Раньше что-нибудь эдакое, для разнообразия, теперь все подряд.

Но давайте попытаемся вникнуть в суть, почему в большинстве больниц питание или плохое, или отвратительное.

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

Финансирование затрат на содержание и лечение больных в стационарных лечебных учреждениях осуществляется в основном за счет средств, поступающих из территориального фонда медицинского страхования. Фонд обязательного медицинского страхования также разрабатывает определенные тарифы, которые больницы должны соблюдать: сколько денег должно идти на выплату заработной платы медицинскому персоналу, сколько на медикаменты, сколько на питание больных. Так вот, в соответствии с этими нормативами на питание больных должно тратиться не менее 12 процентов всех денежных средств, поступающих из территориального ФОМСа. В зависимости от категории больницы (общего профиля, детская, родильная, туберкулезная) расходы на питание одного больного разные, но в среднем сейчас составляют около 105 — 110 рублей в сутки.

Можно ли прилично кормить больных на такие деньги? Не роскошно, но нормально вполне можно. Особенно если правильно организовать закупку продуктов.

И такие примеры есть в Ярославской области. Как ни странно, но, пожалуй, лучше всего кормят у нас в областной наркологической больнице. Здесь и каша с маслом, и мясо во вторых блюдах вполне осязаемое, и сдобные булочки и пирожки на полдник. И все это отнюдь не оттого, что наши чиновники от медицины решили особенно усиленно кормить пациентов, одолеваемых вредными привычками. Просто многое в этой клинике делается, что называется, по уму.

Главный врач областной наркологической больницы Валерий Федосеевич Мельников пояснил:

— В организации питания мы отличаемся от других лечебных учреждений, которые занимаются этим сами от начала до конца: сами закупают продукты, содержат пищеблоки, штат поваров. Мы же изначально, еще 20 лет назад, пошли по другому пути. Заключили договор на обеспечение питанием больных с государственным предприятием «Медик». Потом это предприятие трансформировалось в индивидуальное предприятие Федора Бойко. Уже в настоящее время через департамент госзакупок был проведен конкурс на организацию питания больных, который выиграло это предприятие. Оно на своих площадях, на своем оборудовании и своими силами готовит питание для наших пациентов и потом развозит по лечебным корпусам. В лечебных корпусах больницы есть оборудование для разогрева пищи. Остается готовый завтрак или обед разогреть и раздать больным. Для нас такая система очень удобна, так как администрация больницы освобождается от множества ежедневных забот, связанных с организацией питания: не надо содержать огромный пищеблок с соответствующим оборудованием, не надо беспокоиться о закупке, поставке и хранении продуктов, нет необходимости составлять меню, содержать штат поваров, технологов, подсобных рабочих. Всем этим профессионально занимается профильное предприятие. Питание контролируется диетсестрами и диетврачами и осуществляется на высоком уровне. За все время ни у нас, ни у больных, ни у контролирующих органов не было нареканий. Такая система выгодна и для бюджета, поскольку сокращаются расходы на содержание пищеблока в каждом лечебном учреждении.

Директор вышеназванного предприятия общественного питания Федор Иванович Бойко в свою очередь пояснил, за счет чего «кормежка» в наркологической больнице отличная от других. В числе слагаемых — рентабельные объемы производства. Ведь предприятие работает еще и как кафе, профессионально организованная и отлаженная система закупки продуктов — напрямую у сельхозпредприятий и сельхозпроизводителей Ярославской области. Последним, как шутит Бойко, они выполняют президентскую программу по поддержке отечественного агропрома. Стоит добавить, что нормальное питание больных также лежит в русле программы реформы здравоохранения.

На предприятии Бойко отсутствует и такая беда большинства больничных пище-блоков, как низкая заработная плата поваров. Зарплата сотрудников здесь вполне достойная, и, значит, у людей гораздо больше стимулов работать творчески, с душой. А обеспечивать приличный уровень заработной платы удается за счет того, что предприятие Бойко помимо организации питания больных имеет возможность зарабатывать на организации коммерческих услуг — обслуживании свадеб, банкетов и других мероприятий.

Для иллюстрации разного подхода к делу приведем еще два факта. В областной клинической больнице, что в Заволжском районе, помещение столовой, предназначенное для питания многочисленных посетителей и медицинского персонала, сдали в аренду частному предпринимателю. Там теперь работает не то пекарня, не то кондитерский цех, а больным, их родственникам, приезжающим со всех районов области, медицинским работникам предоставлена возможность покупать на лотках в холле больницы недешевые холодные пирожки, чипсы и сухарики.

Примерно так же дело обстояло и в областной онкологической больнице, пока ее руководство не озаботилось проблемой. И около года назад там начал работать буфет-раздаток от предприятия Ф. И. Бойко, в котором свежей, вкусной и горячей пищей обеспечиваются и медицинский персонал больницы, и родственники больных, приезжающие со всех районов области, да и при желании сами пациенты клиники. Если спросить мнение тех, кто почувствовал разницу, в ответ можно услышать только слова благодарности.

Так, может быть, стоит обратить внимание на имеющийся положительный опыт и распространить его на другие лечебные учреждения? Хотя бы потому, что не надо будет в больницах держать специалистов, рыскающих по городу в поисках поставщиков продуктов (не всегда дешевых и доброкачественных), а главврач освободится от каждодневной рутины, связанной с организацией питания. Можно и еще привести несколько аргументов «за».

Тому же департаменту здравоохранения и территориальному фонду ОМС, через который идет финансирование лечебных учреждений, гораздо легче будет контролировать целевое расходование средств и качество питания, сократятся расходы на содержание штата диетврачей и диетсестер, которые ломают голову над составлением меню в каждой больнице. А проведение конкурсов на организацию питания позволит выбирать лучшее и наиболее добросовестное предприятие.

И еще. В больницы попадают люди с разными вкусами, аппетитом, уровнем доходов и, наконец, национальными и религиозными традициями питания. А порции и меню для всех абсолютно одинаковые. Стоит еще упомянуть детские больницы, в которых вообще не предусмотрено питание для мамочек, которые лежат со своими малышами. Так почему в XXI веке не дать возможность тем, кто желает, делать индивидуальные заказы на питание. Конечно, больничные пищеблоки такое не осилят. А вот профильное предприятие, на котором работают повара, умеющие и любящие готовить, запросто и с удовольствием.

Р.S. Губернатор области Сергей Вахруков уже обратил пристальное внимание на состояние областного здравоохранения, на очереди в поликлиниках, на многочисленные жалобы пациентов. И такое внимание радует, потому что наметились перемены к лучшему. Остается надеяться, что и проблема питания в больницах не пройдет мимо губернаторского ока.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page