Как строили биржу

На Волжской набережной Рыбинска около здания городского музея-заповедника, а в прошлом биржи, завершились берегоукрепительные работы. Необходимость в проведении таких работ была очевидна для всех, в противном случае здание, представляющее историческую и архи-тектурную ценность, могло просто погибнуть.

Одно время в здании начали образовываться трещины. Специалисты объяснили подобные явления подвижками грунта. Может быть. Но если обратить свой взор на то, как строилось это здание и какие проблемы возникали сразу после ввода его в эксплуатацию, многое сразу становится ясно.

Не так давно ко мне в гости за-глянул хороший знакомый, который принес с собой старую книгу, по размерам напоминающую амбарную. Как оказалось, это подшивка городской «Рыбинской газеты» за вторую половину 1913 года, которая на своих страницах посвятила этой проблеме целую серию материалов.

Листаю пожелтевшие, кое-где порванные странички «литературной, общественной и биржевой газеты», которой почти сто лет. Выходила она ежедневно, радовала читателей не только городскими новостями, но и размещала на своих страницах рекламу. Каждый желающий мог заглянуть в контору редакции по адресу: ул. Крестовая, дом Кунина, N 75, против земства. Что примечательно, сегодня в этом же здании располагаются редакции двух городских газет Рыбинска.

Итак, что же произошло до революции со зданием биржи?

Члены биржевого комитета въехали в новое здание осенью 1912 года, а в начале весны 1913 года во всем здании биржи, в ее внутренних помещениях, на потолках стали образовываться щели. Весной эти щели, сообщает газета, достигли огромных размеров. Причину их образования увидели в плохой работе по оштукатуриванию потолков новой биржи.

Кроме того, в середине июня 1913 года произошло еще одно нелицеприятное событие — с потолка биржевого зала свалилась громадная люстра. Место под второй люстрой, которая висела на такой же цепи, огородили диванами. Некоторые члены биржи предлагали вообще убрать люстры и заменить их обыкновенными дужными фонарями или новейшими приспособлениями, дающими возможность освещать зал с потолка или же с боков.

«Теперешний же способ освещения при помощи люстр, — продолжает корреспондент газеты, — изобличает грубый мещанский вкус, а вернее, безвкусицу тех, коим принадлежит инициатива постановки этих люстр».

Люстры, как выяснилось, стоили очень дорого — более 3 тысяч рублей. Постройка биржи с такими ненужными украшениями (так считалось в 1913 году — С. Б.) обошлась более чем в полмиллиона рублей. При других условиях на такие деньги можно выстроить два таких здания.

Через несколько дней в Рыбинский биржевой комитет был вызван архитектор, строитель нового здания биржи А. В. Иванов.

И вот что выяснилось после проведения нескольких совещаний. На постройку здания было выделено 250 тысяч рублей из капитала сборов на рыбинской бирже с разрешения Министерства торговли и промышленности. Общее же собрание членов биржи утвердило кредит на постройку в 285 рублей. Прошли торги. Во главе подрядчиков встал небезызвестный в городе ловкий человек Буренин, родственник председателя биржевого комитета Н. В. Хрусталева, хотя в торгах участвовали другие солидные конкуренты. «Ну как не порадеть родному человечку!»

Подрядчики взялись строить биржу за 285 тысяч рублей. Но потом начались отступления от плана. Оказалось, что строители давным-давно получили все деньги, но продолжали подавать новые счета, а биржевой комитет продолжал им выдавать деньги. Стоимость нового здания, если принять во внимание расчет с подрядчиками, обошлась в 459508 рублей, вся же стоимость с другими счетами и обязательствами — 502789 рублей.

Архитектор Иванов на совместном совещании с членами биржевого комитета и строительной комиссии оценил стоимость биржи в 336 тысяч рублей. Подрядчики уже получили почти 370 тысяч рублей.

На совещании биржевого комитета принято решение послать подрядчикам через нотариуса заявление о возврате излишне взятых денег. Но вряд ли это удастся.

Техническая сторона постройки биржи имеет за собой массу дефектов. Надо обратить внимание на позорное падение люстры с потолка биржевого зала, зловещие трещины на потолках, сквозные трещины на барьере балкона, на отвратительную парадную лестницу с Красной площади, представляющую в ненастную весеннюю и осеннюю погоду костоломку (существует и сегодня — С. Б.), на дешевенькие рамы окон, на скверные стекла, вместо обещанных зеркальных. В общем, дефектов масса.

Вот такие плоды оставили нам в наследство строители прошлого.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page