Хорошо хоть фонарь остался

Недалеко от областной больницы расположена деревня Красный Бор. Проживают в ней около 200 человек. Раньше почти все ее жители трудились в совхозе «Рассвет». Он распался.

Теперь деревня не расцветает, а скорее умирает. Транспорт сюда не ходит, детского сада и школы тоже нет, не говоря уже о медпункте. Почту и ту доставляют раз в неделю — по субботам. А заняться проблемами жителей некому, хотя во время предвыборных кампаний и сюда наведываются агитаторы на больших машинах и плакаты расклеивают. Обещают помочь провести природный газ и пустить транспорт, а в прошлом году даже модульную котельную привезли. Правда, все равно в самые холода жителям мерзнуть пришлось, потому что прежнюю администрацию не интересовало, что зимой в небольшом населенном пункте бездействует котельная.

Население здесь в основном пожилое, молодежь в город пытается перебираться, многие спиваются от безделья. Беда в деревне с алкоголем, в год не по одному человеку умирает. Работы практически никакой нет. Единственный клуб сгорел больше 10 лет назад, так что из развлечений остался один горящий фонарь на всю деревню, около которого по вечерам и собирается молодежь.

Кто покрепче — в город по три километра туда и обратно ходят, кто посостоятельней — туда и вовсе жить перебираются, а старики здесь свой век доживают.

Современному красноборцу без натурального хозяйства не обойтись. Выращивают на огородах что придется — лук, морковь, чеснок, кабачки, огурцы, помидоры и, конечно, картофель. Только вот с каждым годом все хуже с урожаем становится.

— Раньше выйдешь в поле, — сетует пожилая жительница деревни Мария Матвеевна Апанасенко, — свои шесть соток в одиночку засадишь картофелем, выполешь, окучишь, так и выкопать в два с половиной раза больше удавалось. В столовую да на овощные базы сдавала, все к пенсии подспорье было, а теперь удобряй не удобряй, сколько посадишь — всего на мешок больше выкопаешь. Неблагодарное это дело: земля болеет, оскудела совсем. Так что в следующем году сажать картошку не буду, тем более внуки обещали мешочек-два привезти, — продолжает труженица села. — Огурцы-помидоры тоже неурожайные нынче, и закрутить нечего. Все, что не померзло, сгнило да почернело. От фитофторы в моей тепличке не спрячешься. Даже цветы в такую погоду расти не хотят, а вишню со сливой птицы склевали. Так что в этом году без соленья и без варенья зимовать придется…

И таких, как Мария Матвеевна, полдеревни. Как им помочь, только Бог знает. И глядят красноборцы с завистью и тоской на шумящий в трех километрах гордый и благополучный, по их меркам, город. Но, как говорится, видит око, да зуб неймет.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page