Погром на кладбище

Два кладбища в селе Аббакумцеве Некрасовского района — это целая история нескольких поколений, и в том числе известных родов Голяковых и Пасхиных, до сих пор живущих в этих местах. Здесь можно увидеть настоящие фамильные усыпальницы, где похоронены до десяти человек в ряд.

Два кладбища в селе Аббакумцеве Некрасовского района — это целая история нескольких поколений, и в том числе известных родов Голяковых и Пасхиных, до сих пор живущих в этих местах. Здесь можно увидеть настоящие фамильные усыпальницы, где похоронены до десяти человек

в ряд.

Побродив часок-другой по окутанным разноцветной листвой дорожкам, мимо больших и маленьких могил, можно узнать много нового и интересного о бывших жителях Аббакумцева, Спиридова, Игумнова — местных населенных пунктов, расположенных неподалеку друг от друга. Тут нашли свой последний приют люди разных возрастов, сословий и профессий: и простые крестьяне, и купцы, и учителя, и священники…

Правда, от уникального старого кладбища, на котором хоронили еще до революции, почти не осталось следа. Осмотреть его невозможно: поросло кладбище высокой травой, втоптаны в землю и затерялись средь разлапистых деревьев и кустов кресты, памятники и ограды, утонули в бурьяне надгробия. А два могильных камня, которые с трудом, но все же удалось разглядеть, покрыты слоем грязи, мха и почернели за давностью лет. Так что прочитать на них имена и фамилии умерших можно, только отскоблив эту многовековую грязь… Над кладбищем теперь не кружат даже вороны: видно, давно уже не чуют мертвечины. На фоне местной Благовещенской церкви, которую худо-бедно восстанавливают, и аккуратных сельских домишек оно выглядит какой-то аномальной зоной. По свидетельству очевидцев, несколько лет назад здесь пытались провести субботник. Но полностью расчистить заросшую территорию, которая к тому же превратилась в свалку, так и не удалось.

А ведь когда-то здесь было чинно и благородно. По аккуратной тропочке, ведущей прямо из храма к могилам, несли после отпевания покойников. В последний путь их провожал заунывный похоронный звон колоколов, раздававшийся на всю округу. А рыдания родных и близких усопших были слышны далеко за кладбищенскими оградами.

Но заросла и та заветная тропинка. А те, кто когда-то хоронил, сами отдали Богу душу. Ухаживать за погостом стало некому.

Другое кладбище, поновее, возникло в конце 30-х — начале 40-х годов прошлого столетия. Хоронят на нем до сих пор, поэтому кладбище выглядит более ухоженным, чем старое. Но помимо местных жителей, которые бывают здесь, чтобы погоревать и помянуть ушедших в мир иной, сюда, к сожалению, наведываются и вандалы.

Не так давно на кладбище был устроен погром. Кто-то явно недобрый без стыда и совести сбросил на землю и покорежил несколько красивых медных крестов, разворотил надгробия и ограды. Злым демоном пронесся он по кладбищу, нарушив царившую десятилетиями тишину и тихую, ангельскую благодать.

Поговаривают, что это могли быть местные хулиганы — охотники за медью — или дачники, которым в хозяйстве потребовались металлические надгробия. В одном месте надгробия сложили в кучу, будто специально приготовили на вывоз. А старожилы утверждают, что часть их уже растащили по садам-огородам.

Увы, подобная ситуация для сельских да и городских кладбищ нынче не редкость. И если деревенские и сельские жители стараются приглядывать за родными могилками как можно чаще, то горожанам это удается далеко не всегда. В последнее время кладбищенские погромы уже никого не удивляют. Страшно теперь не только жить, но и умирать. Ведь неизвестно, сумеют ли потомки сберечь о тебе вечную память.

Светлана ПАСХИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page