С калькулятором на тариф

В преддверии грядущих повышений тарифов на коммунальные услуги и в ответ на вопросы граждан об обоснованности этих самых тарифов в местной даниловской газете срочно, как будто до этого и обязанности такой не было, появились интервью начальника Даниловского МУП ЖКХ. И тут же пояснения заместителя главы районной администрации и постановление об утверждении новых тарифов.

В преддверии грядущих повышений тарифов на коммунальные услуги и в ответ на вопросы граждан об обоснованности этих самых тарифов в местной даниловской газете срочно, как будто до этого и обязанности такой не было, появились интервью начальника Даниловского МУП ЖКХ. И тут же пояснения заместителя главы районной администрации и постановление об утверждении новых тарифов.

ОДНАКО никакой ясности в вопросе использования средств, взимаемых с населения за коммунальные услуги, эти публикации не прибавили. Откуда что взялось — непонятно. Хотя в табличках с тарифами и были многозначительные графы «Экономически обоснованный тариф», «Тариф для населения». Намек такой: раз написано «обосновано» — значит обосновано. Для примера попробуем разобраться хотя бы с одним из них. Хотя бы с тарифом на горячую воду.

Несмотря на то что исходных данных маловато по причине засекреченности сферы деятельности ЖКХ со стороны районной администрации, постараемся найти истину, заведомо огрубляя расчеты в пользу господ из МУП ЖКХ и администрации.

В 2008 году мы имели:

норматив потребления горячей воды — 2,67 куб. м на человека в месяц;

тариф — 48,02 руб./куб. м горячей воды (128,19 руб./чел.);

температура горячей воды в точке разбора — не менее плюс 55 градусов С для закрытых систем централизованного теплоснабжения;

начальная температура нагрева воды, подаваемой в сеть горячего водоснабжения потребителя, — плюс 5 градусов С;

тариф на коммунальную услугу для населения за 1 Гкал тепла — 596,97 руб.;

тариф на тепловую энергию для населения энергоснабжающей организации — 448,37 руб./Гкал.

Для того чтобы нагреть воду для

1 человека в месяц, необходимо следующее количество тепла (из учебника физики для средней школы):

Q = 2,67 · (55-5) = 0,1335 Гкал

Стоимость этого тепла по тарифу на тепловую энергию:

S = 448,37 · 0,1335 = 59,86 руб.,

по тарифу на коммунальную услугу за тепло:

S = 596,97 · 0,1335 = 79,70 руб.

Как видим, от установленного тарифа на горячую воду в 128,19 руб./чел. полученные результаты значительно отличаются. Причем вторую цифру, честно говоря, и рассматривать не стоит — говорим-то именно об использованной энергии для нагрева воды, а не о коммунальной услуге по теплу. Итак, превышение в тарифе к рассчитанному получилось более чем в 2 раза.

Слышу, как раздается традиционный художественный свист из администрации района о том, что тарифы устанавливает РЭК — региональная энергетическая комиссия, что местное самоуправление здесь ни при чем.

Совершенно верно, возразить против этого вроде бы нечего. Только вот возникает сомнение в одинаковости понимания содержания тарифа со стороны поставщиков тепловой энергии, поставщиков коммунальной услуги и со стороны потребителей горячей воды. И хотелось бы от этого сомнения избавиться.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальные услуги — это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. То есть это комплекс деяний служб ЖКХ, который обеспечивает круглосуточное вытекание из крана в квартире горячей воды установленной нормативом температуры, давления в системе, соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Вот тарифом на коммунальную услугу и оплачивается комфортное проживание гражданина в жилом помещении. Именно этим и обоснован высокий тариф, более чем вдвое превышающий стоимость нагрева воды. То, что свыше стоимости нагрева, идет на обслуживание и содержание теплогенерирующего оборудования, тепловых сетей, на их развитие, в том числе на содержание и обслуживание внутридомовых сетей и оборудования многоквартирных домов. Все это нормально и законно при условии, что стороны договора «исполнитель — клиент» одинаково понимают содержание тарифа. И не только на горячую воду. А если это не так?

Вот и хотелось бы высокого официального подтверждения, что помимо платы за коммунальную услугу не появится вдруг «экономически обоснованный тариф» на содержание внутридомовых сетей горячего водоснабжения и оборудования. А потом, может, тариф на содержание внешних сетей.

Почему возникает такое опасение? Потому что уже появились потуги со стороны отдельных коммунальных служб, со стороны отдельных исполнителей отказывать в обслуживании внутридомового обо-

рудования по причине того, что это якобы отдельная услуга, предоставляемая за отдельную плату.

Тогда назовите перечень всех ваших услуг, господа, что в них входит и каковы тарифы на них. Тогда появится возможность выяснить наконец истину в суде. И если истина потребителей коммунальных услуг будет признана, станет возможным хотя бы знать, за что конкретно они платят деньги.

Еще о величине тарифа на тепловую энергию для нагрева воды. Нам говорят, что 1 гигакалория (Гкал) тепла стоила в 2008 году 448,37 руб., а коммунальная услуга — 596,97 руб./Гкал. Выясним, какое количество природного газа необходимо для получения тепла Q = 1 Гкал. Удельная теплота сгорания природного газа q = 6700 — 11000 Ккал/куб. м. Берем наименее теплотворный газ. Необходимый объем сгоревшего газа: V = Q/q = 1000000/6700 = 150 куб. м.

Стоимость природного газа примерно 2 руб./куб. м.

Получаем, что стоимость природного газа для получения 1 Гкал тепла при его сгорании составляет 300 руб./Гкал. Тоже значительно меньше заявленной нам суммы. И тоже мы с этим можем согласиться, имея в виду, что тариф специально завышен с учетом того, что тепло доводится до нашей квартиры, создавая нам комфортные условия проживания. Ну а если с нас начинают вымогать еще дополнительные платы якобы на содержание внутридомового оборудования и сетей, хотелось бы знать четко расписанную калькуляцию на все виды работ по их содержанию и на что используется тарифная составляющая конкретной коммунальной услуги, утвержденная РЭК. Есть большие подозрения, что сейчас в калькуляции присутствует цена на бутерброды с икрой. Не для потребителей, конечно.

При анализе выше приведенных цифр надо иметь в виду тот факт, что для предприятий ЖКХ установлены тарифы на ресурсы, из которых они производят коммунальные услуги, значительно меньшие, чем те, которые использованы в наших расчетах. Значит, навар для этих предприятий будет еще больше, чем в нашем примере. И учтите, это цифры за 2008 год.

Можно предположить, что в ответ на мои вопросы чиновники из администрации либо промолчат, либо с апломбом профессионалов заявят, что с методиками расчетов все гораздо сложнее, что это доступно только специалистам. Вот и хотелось бы познакомиться потребителям с этими расчетами в доступной форме в официальных ответах на страницах газеты. Тогда и мы будем знать, а не только чиновники, что в прикупе в этой игре с нами. Это во-первых. Во-вторых, основной-то вопрос — это отсутствие у даниловских потребителей коммунальных услуг договоров с поставщиками этих услуг, которые бы соответствовали требованиям закона, а именно Жилищному кодексу и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г. И чтобы в этих договорах все-все было расписано. Как в законе исполнителю — ЖКУ и чиновнику — указано.

Алексей КРУГЛОВ,

Данилов.

P.S. И еще непонятно, почему чиновники местной администрации во всех договорных отношениях населения с исполнителями всегда выступают на стороне именно исполнителей? Ведь это мы, граждане, вроде бы нанимаем чиновников нас обслуживать, защищать наши интересы и платим за это налоги государству.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page