Душа важнее строгих линий

В Ярославском художественном музее открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения выдающегося иерарха Русской православной церкви митрополита Иоанна (Константина Николаевича Вендланда). С Ярославской землей владыку Иоанна связывает многое — в течение 17 лет, с 1967 по 1984 год, он был митрополитом Ярославским и Ростовским. На его могилу рядом с Федоровским кафедральным собором до сих пор приходят люди.

В Ярославском художественном музее открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения выдающегося иерарха Русской православной церкви митрополита Иоанна (Константина Николаевича Вендланда).

С Ярославской землей владыку Иоанна связывает многое — в течение 17 лет, с 1967 по 1984 год, он был митрополитом Ярославским и Ростовским. На его могилу рядом с Федоровским кафедральным собором до сих пор приходят люди. Он был очень разносторонним человеком — геолог с мировой известностью и тайный монах, художник.

Родился Константин Вендланд в Петербурге в творческой семье. Его мама Нина Петровна великолепно рисовала. Окончив Ленинградский горный институт, попал в Среднюю Азию, преподавал петрографию в Ташкентском университете и индустриальном институте, много работал как геолог-практик. В годы Великой Отечественной войны искал в горах вольфрам и молибден, необходимые для оборонной промышленности. Тогда же начал писать первые акварели.

В экспозиции 108 работ, 8 — из коллекции Ярославского художественного музея. Творчество Иоанна Вендланда экспонируется в Ярославле второй раз. Первый вернисаж, организованный музеем, состоялся в 1973 году в областной библиотеке. Выставка проработала всего один день, а на следующий была закрыта по идеологическим причинам. Разразился грандиозный скандал. Куратора Светлану Бондарь, бывшую в то время заместителем по науке, уволили. Помимо акварелей в экспозиции присутствуют документы, подписанные рукой владыки, добытые им редкие минералы, его фотографии. С одной из них, ветхой от времени, доверчиво смотрит на мир улыбающийся младенец, а мать подбадривает его. На другой видишь убеленного сединами старца, чем-то напоминающего Льва Толстого: простая одежонка, тот же острый взгляд, выдающий пытливый ум.

Очень много горных пейзажей — Крым, Ташкент. Часть акварелей написана во время служения владыки за пределами России. Такое впечатление, что листаешь географическую карту: Ливан, Бейрут, Дамаск, Буэнос-Айрес. Но, как ни шикарны заокеанские виды, душа тянулась к родным просторам — милым сердцу волжским пристаням, ярославским липам. Строгий судья-искусствовед найдет в акварелях немало недостатков. Пример тому — отзыв одного из преподавателей художественного училища: «Отец Иоанн совершенно не умеет рисовать. Восхищаться здесь нечему». Может, оно и так. Но в этих немудреных листках теплится душа живая, и это гораздо важнее, чем строгость линий.

Анастасия CОЛОВЬЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page