Мы выполняли свой долг

В декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан. 15 февраля 1989-го покинули его. С тех пор прошло двадцать лет. Мы вспоминаем о той военной кампании вместе с заместителем председателя совета Ярославской региональной общественной организации ветеранов войны в Афганистане Алексеем Валерьевичем Ковалевым. ОН два года провел в жарком Афганистане. Рапорт о желании служить в этой горячей точке написал сам. Говорит, тогда это было нормально.

В декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан. 15 февраля 1989-го покинули его.

С тех пор прошло двадцать лет. Мы вспоминаем о той военной кампании вместе с заместителем председателя совета Ярославской региональной общественной организации ветеранов войны в Афганистане Алексеем Валерьевичем Ковалевым.

ОН два года провел в жарком Афганистане. Рапорт о желании служить в этой горячей точке написал сам. Говорит, тогда это было нормально. Среди тех, кто попадал в Афганистан, девяносто процентов советских военнослужащих были добровольцами. Отчасти в этом видели определенную романтику, связанную с выполнением воинского долга перед своей страной.

В звании старшего лейтенанта Алексей Ковалев прибыл в Кабул в июле 1987 года. Он был направлен в 1179-й гвардейский артиллерийский полк 103-й воздушно-десантной дивизии. Занимался работой с личным составом на заставах и сопровождал колонны транспорта.

Как известно, официальная власть в Афганистане после апрельской революции пыталась строить социализм. Советские войска ее в этом поддерживали. В тревожном Кабуле ежедневный героизм наших военных и их поступки не только по уставу, но и по совести были нормой.

Алексей Ковалев надолго запомнил самоотверженность военных медиков.

— Рядом с нами за забором находился аэродром. Однажды с него взлетел вертолет с полным боекомплектом и тремя летчиками на борту. Но что-то оказалось неисправным. Машина рухнула на территорию нашей части и загорелась. Случилось это прямо около медсанчасти.

Боеприпасы могли рвануть в любую минуту. Самым разумным было отбежать от вертолета как можно дальше. Вместо этого врач медсанчасти Павел Чурашов и два санинструктора стали вытаскивать из горящего вертолета летчиков. Вскоре к ним присоединились пожарные и добровольцы. Взрыв предотвратили, но спасли только двоих членов экипажа.

У одного из врачей дивизии была звучная для своей профессии фамилия — Пирогов. Он ее оправдывал не раз. Однажды вообще совершил настоящее медицинское чудо. Как-то в нашего солдата моджахед попал из подствольного гранатомета автомата Калашникова. Граната застряла в плече, но не взорвалась. Человек стал живой бомбой.

Операция из медицинской процедуры превратилась еще и в непростую задачу для саперов. Они стояли вокруг стола в бронежилетах и контролировали действия хирурга. Сам же майор медицинской службы Пирогов работал без всякой защиты. Операция прошла удачно.

На фоне героизма советских военных трудно не задуматься о значении для нас афганской войны.

— Нам стесняться нечего, — считает Алексей Ковалев. — Мы выполняли свой воинский долг перед Родиной. Кроме того, за время пребывания там мы построили заводы по переработке сельхозпродукции, фабрики, школы, больницы, вузы, дороги. В общем, создали на базе феодального общества хоть какую-то экономическую и промышленную прослойку. Сейчас американцы там ничего не создают. Разве что построили пару отелей в Кабуле.

Наши войска не использовали напалм или ковровые бомбардировки, как это делали американцы во Вьетнаме. Хотя мы аулы разрушали. Это происходило, когда из них открывали огонь по нашим расположениям.

Вообще, с местным населением нужно было общаться очень аккуратно. Восточная дипломатия — вещь тонкая. Много неприятностей в этом плане доставляла служба безопасности Демократической Республики Афганистан. Ее сотрудники работали слишком жестко. Часть их проходила обучение в СССР. К сожалению, многое они почерпнули из методов работы наших органов безопасности тридцатых годов. Это провоцировало оппозицию на бескомпромиссную борьбу. Из-за такой недальновидности местного руководства регулярно возникали конфликты. Убивали одного, а мстить за него поднимался весь аул.

Покидали Афганистан советские войска тоже непросто. Если в начале кампании наших встречали с радостью, то провожали отнюдь не доброжелательно. Американская пропаганда приложила немало усилий.

— В феврале 1989 года мы уходили через территорию Ахмадшаха Масуда. С ним была заключена договоренность о ненападении. Для полной гарантии на время прохода через эти земли местные старейшины были приглашены нашим руководством к нам в гости. Фактически же они стали негласными заложниками и гарантией безопасного прохода, — вспоминает Алексей Ковалев.

Сергей СУСЛОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page