Не будет платить — отключим… трубку

Еще совсем недавно домофоны были редкостью, сейчас ими уже никого не удивишь. Как правило, устанавливались домофоны за счет самих жильцов, которые в комплекте приобретали и трубку, и набор ключей. А вот платить в дальнейшем за каждую поломку устройства отдельно или же ежемесячно отчислять определенную сумму за обслуживание — жильцы решают сами, добровольно. Но, как оказывается, далеко не для всех фирм, занимающихся домофонами, это правило писано.

Еще совсем недавно домофоны были редкостью, сейчас ими уже никого не удивишь. Как правило, устанавливались домофоны за счет самих жильцов, которые в комплекте приобретали и трубку, и набор ключей. А вот платить в дальнейшем за каждую поломку устройства отдельно или же ежемесячно отчислять определенную сумму за обслуживание — жильцы решают сами, добровольно. Но, как оказывается, далеко не для всех фирм, занимающихся домофонами, это правило писано.

ПОПРОБОВАЛА опросить коллег и соседей, которые пользуются домофонами в Ярославле. Выяснилось, что одни ежемесячно отчисляют организациям, обслуживающим домофонное хозяйство, по 18 рублей с квартиры. Причем эта такса действует уже давно и, к счастью, не индексировалась. Зато в случае поломки специалисты приезжают и устраняют неисправность бесплатно. Другие не платят ничего, а при необходимости скидываются всем подъездом. Что для кого лучше и выгоднее, жильцы выбирают на свое усмотрение. Например, в моем подъезде за три года, в течение которых мы пользуемся домофоном, серьезная поломка случилась всего однажды и обошлась в сто рублей с каждой квартиры. К тому же говорят, что в случаях, когда работу оплачивают наличкой, мастера приезжают гораздо быстрее и делают все оперативнее. Возможно, там, где поломки — явление частое, помесячная плата была бы более оправданна.

Но это в Ярославле. В соседнем Тутаеве свои правила игры. В редакцию обратилась одна из жительниц Тутаева и рассказала о том, что до июня прошлого года некое ООО «Простор» за обслуживание домофонов взимало по 30 рублей с квартиры ежемесячно. А затем появились весьма строгие объявления, где говорилось, что с 1 июля 2008 года ежемесячный взнос увеличивается до 45 рублей. Никаких обоснований повышения тарифов не приводилось, зато указывалось, что тем, кто не будет платить, попросту отключат домофон. Наш народ послушный и, естественно, по принципу «надо — значит надо» безропотно согласился сделать то, чего от них требовала фирма.

Не нужно хорошо разбираться в арифметике, чтобы подсчитать, во сколько обходится в год обслуживание домофона ярославцу и какую сумму необходимо перечислить тутаевцу, жителю гораздо менее благополучного города, нежели Ярославль. Логика проста: Тутаев — городок по сравнению с Ярославлем небольшой, а значит, доход повышать удобнее не за счет увеличения числа клиентов, а за счет накрутки тарифов. К тому же есть злостные неплательщики, поэтому добросовестным гражданам приходится, как говорится, платить и за себя, и за того парня.

Но и это еще не все. Когда жительница Тутаева попыталась отстоять свой принцип добровольного выбора и написала заявление об отказе от ежемесячных взносов (заметьте, против оплаты своей доли в случае поломок она не возражала), то фирма не нашла ничего более действенного, чем отключить персональную трубку домофона. Женщина специально провела независимую экспертизу. В акте технического состояния указано, что наличия обрывов, внешних повреждений не обнаружено. Переговорная же трубка не работает в связи с тем, что был заблокирован вызов с системы управления домофоном.

Интересно, что в договоре на предоставление услуг указано, что обе стороны вправе расторгнуть его в одностороннем порядке, уведомив об этом письменным образом. О блокировке же переговорной трубки ничего не сказано, тем паче что эта самая трубка, как и ключи от домофона, — личная собственность пользователя, так как за нее было заплачено еще при установке. Но фирма почему-то истолковала принцип добровольности и свободы выбора так, как удобно и выгодно именно ей. Кстати, в договоре между исполнителем и абонентом и размер помесячного взноса прописан — 30 рублей. Однако это не помешало вздернуть тариф на 50 процентов.

Чтобы узнать мнение специалистов, насколько правомочны действия фирмы, по собственному желанию, без предупреждений (хотя в договоре и указано, что все разногласия решаются путем переговоров или же в судебном порядке) заблокировавшей переговорное устройство, пришлось сделать несколько звонков — в одну из ярославских фирм, занимающихся домофонами, в управление Роспотребнадзора по Ярославской области и в отдел по защите прав потребителей в Тутаеве. Ответ был один — блокировать трубку, которая находится в собственности гражданина, домофонщики не имели права, а жилец сам решает, в какой форме он будет оплачивать устранение поломок и неисправностей — по мере их возникновения или внося ежемесячную плату. В противном случае у потребителя услуг есть полное право обратиться за поддержкой в прокуратуру.

Мария ПАВЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page