Пацан с ярославской «мараканы»

В 80-е годы, в расцвет активной спортивной карьеры Евгения Мартьянова, народ валом валил на матчи «Шинника», чтобы полюбоваться на игру своих доморощенных футболистов. Это сейчас своих воспитанников в команде можно пересчитать на пальцах одной руки, а тогда костяк ее составляли исключительно ярославцы. C детских лет Женя беззаветно влюблен в футбол. С утра до ночи он готов был гонять мяч на ярославской «Маракане» у вокзала Ярославль-Главный и запасном поле стадиона «Шинник».

В 80-е годы, в расцвет активной спортивной карьеры Евгения Мартьянова, народ валом валил на матчи «Шинника», чтобы полюбоваться на игру своих доморощенных футболистов. Это сейчас своих воспитанников в команде можно пересчитать на пальцах одной руки, а тогда костяк ее составляли исключительно ярославцы.

C детских лет Женя беззаветно влюблен в футбол. С утра до ночи он готов был гонять мяч на ярославской «Маракане» у вокзала Ярославль-Главный и запасном поле стадиона «Шинник». Благо жила семья Мартьяновых на Угличской улице, что в пяти минутах ходьбы от стадиона. Ни палящее солнце, ни огромные клубы пыли, ни кочки на поле не могли остановить шустрого паренька. А пример ему в игре подавали два старших брата — Николай и Михаил, которые тоже были футболистами и играли за заводскую команду «Металлист».

Своим главным футбольным наставником, давшим ему путевку в жизнь, Мартьянов считает легендарного ярославского вратаря и тренера Валерия Чистякова. Именно он заприметил юркого пацана на соревнованиях клуба «Кожаный мяч» и пригласил заниматься в футбольную школу «Шинник».

Когда Валерию Чистякову предложили стать главным тренером команды мастеров «Шинника», то он не стал искать варягов на стороне, а сделал ставку на воспитанников ярославского футбола. Так двое лучших его учеников, Евгений Мартьянов и Михаил Морозов, получили путевку в большой футбол.

Когда подошло время отдать священный долг Родине, Мартьянов не стал косить от армии, не из той он породы. Тем более что армейских футбольных команд в Советском Союзе было немало и каждая стремилась заполучить в свои ряды молодых, талантливых игроков. Так Женя, уже как военнослужащий, оказался в смоленской «Искре». Через некоторое время его отправили в севастопольскую «Атлантику», а завершал срочную военную службу ярославец уже в тольяттинском «Торпедо». Тольятти оставил заметный след в жизни Евгения. Там в местном аэропорту ему приглянулась очаровательная сотрудница Таня. Он, как говорится, сразу положил глаз на нее. Девушке улыбчивый футболист тоже понравился. В итоге Женя и Таня вскоре стали мужем и женой. Недавно супруги Мартьяновы отметили свою серебряную свадьбу.

После службы в армии Мартьянов с молодой женой вернулся в Ярославль. И снова Чистяков пригласил его в «Шинник». Больше десятка лет Евгений отдал игре за родной клуб. Здесь во всем цвете раскрылся его футбольный талант, здесь стал мастером спорта. Более 400 раз он выходил на поле в составе «Шинника». Таким футбольным долгожительством и преданностью родному клубу могут похвастать немногие.

Футбол дал Евгению возможность посмотреть мир. Куда только не приглашали в те времена ярославских футболистов! Но чаше всего в Африку. Наверное, потому, что Советский Союз помогал тогда многим развивающимся странам на Черном континенте. Вот поэтому советские спортсмены были желанными гостями в Африке. Все там было русским парням в диковинку. В Руанде, например, всей командой отправились в местный зоопарк. Каких только экзотических зверей они там не увидели! У вольеров с обезьянами футболисты чуть задержались, чтобы поглазеть на мартышек. Те были вялыми и сонными, лениво покачивались на ветках деревьев в полуденной дреме. Футболисты криками и свистом попытались расшевелить зверей. Одну из обезьян такая назойливость гостей сильно разозлила. В одно мгновение она преобразилась и спрыгнула на землю. Расплата за приставание к мартышкам оказалась неожиданной. Обезьяна схватила лапой с земли кучу своего свежего дерьма и с ходу запустила им в футболистов. На светлых чистеньких костюмах игроков остались такие пятна, которые не выведешь никакой химией. Вот тебе и сходили в зоопарк русские ребята!

Век футболиста, как известно, недолог. В 35 лет Мартьянову, завершившему свою активную спортивную карьеру, пришлось заново начинать жизнь. Адаптация проходила непросто. Лишь через четыре года Евгений решил стать детским тренером. Работа с детьми увлекла Евгения Александровича. Ему есть что рассказать своим воспитанникам, и он умеет показать им технические приемы любой сложности. На тренерском поприще Мартьянов уже успел проявить себя. Шесть его воспитанников играли в прошлом сезоне в дубле «Шинника». На недавно завершившемся турнире в Ростове-на-Дону его воспитанники 1998 года рождения стали бронзовыми призерами. Евгений Александрович надеется, что и из этих 10-летних ребят вырастут будущие звезды «Шинника».

И хотя на досуг у Евгения Мартьянова, всецело занятого футболом, остается немного времени, он предпочитает не лежание на диване у телевизора, а активный отдых. Любит поиграть в бильярд, настольный теннис. Большое наслаждение доставляют ему прогулки на природе. С детских лет Женя любит весной полакомиться в лесу свежим березовым соком.

27 апреля Евгений Мартьянов отмечает свой полувековой юбилей. Он полон сил и, выступая сейчас за команду ветеранов «Шинника», буквально преображается. Коллеги по команде посмеиваются: у Мартьянова наступила вторая молодость. Ну никак не дашь ему полтинник, от силы — 35!

Николай МУХИН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page