Еще раз о расчете одн

Многие жители области уже не понаслышке знают, что такое общедомовые нужды, в связи с тем, что исполняя постановление правительства РФ от 23.05.

Многие жители области уже не понаслышке знают, что такое общедомовые нужды, в связи с тем, что исполняя постановление правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ОАО «Ярославская сбытовая компания», как гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Ярославской области, начала включать в свои счета не только стоимость электрической энергии, потребленной по индивидуальному счетчику собственника жилья, но и стоимость электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, которые обычно значились в строке «Ремонт и содержание жилья» счета на оплату коммунальных услуг. Многие потребители не поняли, в чем причина и суть нововведения. Поэтому мы обратились к начальнику отдела маркетинга ОАО «Ярославская сбытовая компания» Андрею ШТАБОВУ, чтобы он еще раз прокомментировал правила расчета общедомовых нужд (ОДН).

СЕГОДНЯ у нас в области, как и в целом по стране, проводится организация общедомового учета электрической энергии, — сказал Андрей Николаевич. — Отправной точкой к этому послужило реформирование жилищно-коммунального комплекса. Основная цель реформы — оплата жителями фактически потребленных услуг. Прежде всего это уход от ранее существовавшей уравниловки. Кому-то, особенно малообеспеченным гражданам, это выгодно — появляется возможность сэкономить свои средства. Но, естественно, как и с любым новшеством, его внедрение не везде проходит гладко. Для примера возьмем ситуацию с расчетом ОДН в Тутаеве.

С 1 января 2009 года Ярославская сбытовая компания начала производить расчеты с жителями города Тутаева — это порядка 360 многоквартирных домов — в соответствии с показаниями приборов общедомового учета. К этому времени во многих многоэтажных домах города по инициативе тутаевского МУП «Горэлектросеть» были установлены общедомовые приборы учета электроэнергии. Имея информацию о том, сколько фактически поступает электроэнергии в тот или иной многоквартирный дом, энергетики должны были решить задачу, как правильно распределить между жителями объем общедомовых нужд.

— Сбытовая компания руководствуется действующим законодательством, которое предписывает нам четкую математическую формулу распределения, — говорит Андрей Николаевич. — Отходить от нее мы не имеем права. В соответствии с формулой весь объем общедомовых нужд должен распределяться между жителями пропорционально объему индивидуального потребления. То есть, на того, кто потребляет больше электроэнергии в своей квартире, будет возложена и большая доля ОДН.

Проработав по новым правилам месяц, энергетики столкнулись с первыми трудностями. Реально процент общедомовых нужд в большинстве домов оказался намного выше, чем ожидалось. Решено было ограничить его тридцатью процентами, часть затрат компания взяла на себя. На следующие два месяца верхнюю планку ограничения снизили до 10 процентов, опять взяв реальные затраты на компанию.

Требовалось определенное время, чтобы провести работу по организации снятия показаний приборов учета. Жители не всегда утруждают себя правильностью списания показаний счетчика, немало и местных кулибиных, которые не церемонятся со счетчиками. На сегодняшний день судя по итогам мая специалисты сбытовой компании уже заканчивают практически 100-процентное снятие показаний приборов учета. Большую помощь ЯСК в этом оказали Тутаевская горэлектросеть и ООО «ЦОК «Энерго», взявшие на себя часть домов. Но, как показала практика, наиболее качественная работа в этом плане была проведена старостами многоквартирных домов. Они в первую очередь заинтересованы в правильности списания показаний, потому и оказались самыми добросовестными.

— Мы несем довольно большие затраты на организацию этой работы, но идем на это, так как главное сейчас — получить точные сведения от каждого абонента, — считает Андрей Штабов.

Далее энергетики провели обследование домов в городе Тутаеве по выявлению юридических лиц, арендующих помещения, объем потребления электроэнергии которых мог попасть в общедомовой учет. Было определено около десятка таких организаций, которые не удосужились заключить с энергетиками отдельный договор, то ли по забывчивости, то ли умышленно. Естественно, эти объемы были изъяты из общедомового потребления.

Наиболее сложной оказалась ситуация с самими приборами учета. В ходе проверок выяснилось, что порядка 70 процентов счетчиков на сегодняшний день устарели и не соответствуют современным требованиям. Получилось, что на вводе в дом установлен новый прибор учета, а в квартире стоит изношенный счетчик с устаревшим нормативным сроком, искажающий показания. Кстати, по законодательству сейчас замена счетчика возложена на владельца квартиры.

— Еще один момент, — говорит Андрей Николаевич, — некоторые потребители умышленно занижают показания, и в целом это искажает расчеты по дому. Мы всегда предупреждаем: указывайте реальные цифры, чтобы расчет был правильным, и ни вам, ни вашим соседям не пришлось переплачивать.

Трудности в расчетах общедомовых нужд сейчас возникают не только в Тутаеве. Но тем, кто позднее входит в эту систему, по словам Андрея Штабова, уже намного легче. Энергетики предвидят возможные вопросы и стараются активнее информировать людей. В результате встреч, которые были проведены со старостами домов, жильцами в самом Тутаеве, в Константиновском и других поселениях, многие проблемы были сняты изначально.

На сегодняшний день на новую форму расчета уже перешли в Переславле, Угличе, Ростове, Некоузе, Мышкине… Не затронуты пока только самые крупные города области — Ярославль и Рыбинск, где в настоящее время ведется серьезная подготовительная работа. Первыми в области нововведение внедрили в Некоузском районе: в поселках Некоуз, Октябрь, Волга, где местное сетевое предприятие организовало общедомовой учет во всех домах еще в прошлом году. Конечно, проблемы существуют, но в первую очередь они зависят от самих жителей. Если жители добросовестно оплачивают услуги, то и вопросов не возникает. Но никто не застрахован от недобросовестных соседей. Естественно, таких надо выявлять и работать с ними дополнительно.

— Именно для этого, — рассказывает Андрей Штабов, — у нас сейчас по каждому дому, где зафиксированы проблемы, создаются рабочие группы для анализа ситуации с привлечением представителей нашей компании, управляющей компании, сетевых организаций.

Как заметил в дополнение к сказанному Андрей Николаевич, существует распространенное заблуждение, что добросовестные жильцы вынуждены оплачивать долги злостных неплательщиков. Конечно, это не так, подчеркнул он особо, при распределении общедомовых нужд долги конкретного абонента остаются за ним и накапливаются на его лицевом счете. С ним конкретно и решается проблема оплаты вплоть до санкций, установленных законом. А самый короткий и верный путь снять все вопросы — это обратиться непосредственно в Ярославскую сбытовую компанию, офисы которой есть в каждом муниципальном районе.

— Мы все сегодня в одной лодке, — подытожил Андрей Николаевич. — Энергетики — такие же жители, как и все. Так что проблемы надо решать вместе.

Алла ХАЧАТУРЯН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page