С сорок первого по день победы

Фельдмаршал Бернард Монтгомери считается одним из лучших английских полководцев современности. Однажды его попросили составить список самых ярких военных ошибок. Первое, что он отметил: «Вторжение в Россию. Это всегда неудачная мысль». 22 июня 1941 года немцы все же решились на это. Сегодня тех, кто прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, — единицы. Один из них — ярославец Николай Иванович Бочаров.

Фельдмаршал Бернард Монтгомери считается одним из лучших английских полководцев современности. Однажды его попросили составить список самых ярких военных ошибок. Первое, что он отметил: «Вторжение в Россию. Это всегда неудачная мысль».

22 июня 1941 года немцы все же решились на это. Сегодня тех, кто прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, — единицы. Один из них — ярославец Николай Иванович Бочаров.

ПРИВЕЗ ТОЛЬКО ТРИ ГРУЗОВИКА КИРПИЧА

Летом 1941 года, в семнадцать лет, Николай Бочаров закончил курсы водителей. Он устроился шофером на одну из московских строек. Но привезти успел только три машины кирпича. Началась война…

В то время организация «Мосгортрестжилстрой» имела один из самых больших гаражей в стране — около пятисот единиц техники. На его базе сформировали 62-й автомобильный батальон. Так семнадцатилетний Николай добровольно стал фронтовым водителем.

Попал подо Ржев. Привозил на фронт продовольствие, бое-припасы, увозил раненых. Под налетами немецкой авиации, бомбежками, среди всего мыслимого и немыслимого беспокойства войны.

— Впечатления от первых дней тяжелые. Немцы гонялись за каждым человеком, за каждой машиной, сеяли панику, наступали танковыми клиньями, разбрасывали листовки. Но уверенность в победе была. Мы отступали, но с надеждой, что и на нашей улице будет праздник, — вспоминает Николай Иванович.

Его машину при очередной бомбежке разбило. Поэтому в 1942 году бывший водитель прошел курс подготовки в запасном полку в Муроме. После этого начал службу в 684-м артиллерийском полку 233-й стрелковой дивизии.

РЫЖЕНЬКИЙ ПОЛКОВНИК ОКАЗАЛСЯ ИЗВЕСТНЫМ ПИСАТЕЛЕМ

В том же, 1942 году Николай Бочаров попал на фронт под Сталинград. Командовал расчетом 76-миллиметрового орудия. Бои шли тяжелые. В день отбивали по три-четыре атаки. Но и успехи были. Под Сталинградом расчет под командованием Николая Бочарова подбил два немецких танка.

Позже на награждение приехал неизвестный рыженький полковник — военный корреспондент. Проходя мимо строя, он остановился перед Николаем Ивановичем:

— Страшно по танкам стрелять, товарищ сержант?

— Страшно, товарищ полковник. Тем более осколочными снарядами их не пробьешь, а других нет.

— Надо стараться, — говорит полковник.

— Старайся не старайся, а осколки от брони, как горох, отскакивают, товарищ полковник.

Помолчал полковник и решил не спорить:

— Ну что ж, товарищ сержант, поздравляю с наградой, — и удалился.

Сосед по строю спрашивает:

— Ты хоть знаешь, кто это был?

— Нет. А кто?

— Писатель Михаил Шолохов…

Тем временем, не обращая внимания на войну, в мире стояла осень. Однажды ясным октябрьским днем над нашими позициями появился самолет-разведчик. Метко сброшенной бомбой он разбил орудие. Тогда Николая Бочарова перевели во взвод полковой разведки.

ДВА РАНЦА ФАШИСТСКИХ НАГРАД

— Если артиллерию называли богом войны, то пехота была царицей полей, — печально улыбается ветеран.

Из сталинградского периода ему запомнился случай в разведке. Дело было в ноябре. Наши войска перешли в наступление. Отделение, в котором состоял наш рассказчик, получило приказ разведать обстановку на западной окраине Сталинграда.

Зима приближалась. Ноябрь бушевал лютыми морозами. Снег устилал сталинградские просторы глубоким покровом.

Ранним, звонким от холода утром разведчики вышли к лесопосадке неподалеку от пункта назначения. Там оказался блиндаж, в котором укрылся небольшой отряд немцев. Одна граната полетела в окно, две — в дверь. Затем туда же ворвались четверо автоматчиков. Двое полоснули очередями слева направо, двое наоборот. Все тринадцать вражеских солдат, что находились внутри, были убиты.

В блиндаже нашли красивый перламутровый аккордеон и целых два ранца немецких наград — кресты, ордена, медали.

Наутро случилось еще одно сражение — отряд немцев вел разведку боем. К счастью, на помощь нашим разведчикам подоспели сто пятьдесят человек из передового отряда дивизии. Так, в дополнение к двум ранцам наград Николай Бочаров с сослуживцами захватили в плен 97 вражеских солдат.

— Небритые, обмороженные, рваные. На ногах какие-то обмотки, старые валенки, снятые с деревенских стариков и старух. По сравнению с сорок первым годом это были уже не те немцы, — говорит Николай Иванович.

КРАСИВО ГОРЯТ НЕМЕЦКИЕ ТАНКИ!

Лето 1943-го встретил на Курской дуге. Его снова назначили командиром 76-миллиметрового орудия. Многое случилось за эти три страшных и героических месяца… Николай Иванович хорошо помнит одну из немецких танковых атак. Дело было под Харьковом, у железнодорожной станции Любатин. Их 233-я стрелковая дивизия получила приказ оседлать железную и шоссейную дороги, которые соединяли Белгород и Харьков.

— Помню, мы оборудовали огневые позиции для орудий среди помидорного поля. Мир, покой… Куда ни глянь — всюду спелые помидоры. Красные, желтые, оранжевые! До войны ли?

Без всякой артподготовки немцы ввели в бой двадцать четыре танка и пехоту. Когда до них осталось примерно полкилометра, артиллерийский дивизион ударил по врагу прямой наводкой.

— Красиво горели немецкие танки, ярко. Огонь из них рвался метров на пятьдесят вверх. С некоторых даже башню срывало, — довольно вспоминает Николай Иванович. — Они же у них не как наши дизельные — на бензине работали. Всего тогда подбили шестнадцать вражеских машин. Две из них на счету орудийного расчета Николая Бочарова.

— Только мы стали бить по отступающим немцам, как из укрытия молниеносно поднялась наша пехота. Минут через сорок через нашу батарею повели первых пленных. А командир дивизии предупредил по телефону — через час приедет большой начальник.

Им оказался командарм 53-й армии генерал-лейтенант Манагаров. Его командный пункт находился неподалеку за батареей. Он видел, как активно артиллеристы вели бой. Командира орудия Николая Бочарова командарм наградил орденом Красной Звезды, а весь орудийный расчет — медалями «За отвагу».

БЕСЦЕННОЕ СЛОВО «ПОБЕДА»

Шел 1945 год. В одном из боев орудие Николая Бочарова было разбито. Он снова оказался в разведке.

Как-то в мае ехал на велосипеде в штаб дивизии с важным донесением. Пустынное шоссе среди полей и лесов. Вдруг видит: впереди прямо посреди дороги толпа. Красные флаги, кутерьма, шум, веселье.

Забрался в кювет и подобрался поближе посмотреть, в чем дело. Среди общего шума разобрал только одно слово — победа! Люди увидели советского солдата, схватили и принялись качать прямо посреди дороги. Это было 9 мая…

ЭСЭСОВЦЫ СДАВАТЬСЯ НЕ ХОТЕЛИ

Для стрелковой дивизии, в которой служил Николай Бочаров, война продлилась до шестнадцатого мая. Под Прагой шла охота на эсэсовцев, которые прятались в окрестных лесах. Они готовы были сдаться в плен американцам, англичанам, французам — кому угодно, только не советским солдатам. Понимали, насколько чудовищны их преступления, и боялись ответственности. Каждому из наших солдат было за что мстить. У Сергея Ивановича погибли три брата.

Старший, Василий, был летчиком. Его сбили в начале войны над Балтикой. Средний, Григорий, погиб под Смоленском в первые дни войны. Служил командиром пехотного взвода. Третий брат, тоже Василий, прошел финскую войну, был награжден за нее орденом Красного Знамени. Убит в 1943 году под Орлом. Командовал противотанковым дивизионом, в распоряжении которого были 45-миллиметровые орудия.

И все-таки ненависть советских солдат не распространилась на простых немцев. Разговоры о том, что с ними сделают, когда войдут в Берлин, ходили разные. Но когда это случилось, по словам Николая Ивановича, вместо автоматов советские войска развернули перед берлинцами полевые кухни. Стали кормить оголодавших детей и мирных жителей.

Война закончилась. Награды за нее — дорогие символы прошлых событий. Для себя самым ценным из них Николай Иванович Бочаров считает сталинградскую медаль «За отвагу».

Сергей СУСЛОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page