Родом из обхсс

Полковник Габриэл Габриэлян — личность в УВД по Ярославской области известная. Шутка ли сказать: 29 лет непрерывной работы в органах внутренних дел, из них 23 года в ОБХСС. В свое время все спекулянты, валютчики и взяточники боялись этого человека как огня. Он выводил их на чистую воду, невзирая на чины и звания. За свою работу Габриэл Георгиевич награжден 13 медалями, а в его личном деле 31 благодарность за работу. У Габриэла Георгиевича удивительная династия.

Полковник Габриэл Габриэлян — личность в УВД по Ярославской области известная. Шутка ли сказать: 29 лет непрерывной работы в органах внутренних дел, из них

23 года в ОБХСС. В свое время все спекулянты, валютчики и взяточники боялись этого человека как огня. Он выводил их на чистую воду, невзирая на чины и звания. За свою работу Габриэл Георгиевич награжден 13 медалями, а в его личном деле 31 благодарность за работу.

У Габриэла Георгиевича удивительная династия. Почти все его близкие родственники служили в органах внутренних дел и государственной безопасности. Его отец занимал должность первого заместителя начальника политуправления МВД Азербайджанской ССР, родной дядя отца был первым руководителем ЧК Азербайджана, председателем совета народных комиссаров Армянской ССР. В годы сталинских репрессий его арестовали, сфабриковав против него дело. Однако сам Сталин приказал их семью не трогать. Двоюродный дядя Габриэла получил орден Ленина за борьбу с бандитизмом. Другой дядя был профессором, доктором наук, известным в стране геологом-нефтяником.

Габриэл с детства знал, чего он хочет от жизни.

Он родился в удивительном городе Баку. Габриэлян жили тогда в доме НКВД, во дворе которого были роскошный фруктовый сад, бассейн, летний кинотеатр. Однако вскоре этот маленький рай их семье предстояло покинуть.

В августе 1953 года из-за тяжелой болезни матери семья Габриэлян вынуждена была переехать в Ярославль. Отец был переведен на работу в УВД Ярославля. Габриэлу было в то время

16 лет. Он никогда не забудет первое впечатление, которое произвел на него наш город. Ярославль показался ему холодным и дождливым. Тогда в Ярославле еще стояли небольшие деревянные дома, лошади возили продукты. Рынок, на который они отправились с матерью, не шел ни в какое сравнение с рынком в Баку. Поначалу ему было очень трудно приживаться на новом месте, мать и бабушка сильно болели, и он, еще мальчишка, заменял им сиделку и делал всю работу по дому: готовил, убирал, стирал.

После школы Габриэл поступил на учебу в Калининградское среднее специальное учебное заведение МВД СССР. Окончив его в 1962 году, вернулся в Ярославль и стал работать оперуполномоченным отдела ОБХСС УВД Ярославского облисполкома. Для расхитителей социалистической собственности, взяточников и казнокрадов это был самый страшный отдел. От одного упоминания о нем у некоторых надолго пропадал сон и аппетит. Молодой оперуполномоченный работал на совесть. Через какое-то время Габриэлян был назначен начальником ОБХСС Кировского района. В этом районе была сосредоточена вся городская власть, все партийные чиновники, а потому ответственность была большая. Любой прокол в работе сотрудников ОБХСС мог вылиться в большой скандал и обвинение в подрыве авторитета государственной власти.

— Если мы брали человека, тем более высокого чиновника или партийного работника, то должны были на 100 процентов быть уверенными в его виновности, работали так, что комар носа не подточит, мы не имели права опорочить честного человека, — говорит Габриэлян, — партийные органы не вмешивались в дела ОБХСС, никакого давления сверху в своей работе мы не испытывали, хотя нередко приходилось возбуждать дела даже в отношении крупных руководителей Ярославского облисполкома.

Габриэлян вспоминает, как в 1968 году они проводили обыск в здании горисполкома. Начальник одного из управлений горисполкома подозревался в получении взятки.

— Прежде чем начать обыск, мы дождались, когда из здания выйдет последний сотрудник, и даже уборщица не должна была знать, что в кабинете ее начальника был произведен обыск. И лишь найдя неоспоримые доказательства, мы объявили этого человека виновным. Он был осужден и, невзирая на свой высокий пост, получил 7 лет тюрьмы.

Казнокрады, валютчики и расхитители социалистической собственности — все они, как правило, были людьми интеллигентными, образованными, хорошо знающими все законы, и разговаривать с ними нужно было соответственно. И Габриэлян умел найти с ними общий язык.

Где-то в 70-х годах ему поступила информация, что некоторые руководители Ярославской филармонии занимаются хищением денежных средств и спекуляцией музыкальными инструментами. Бывший директор филармонии обвинялся в хищении социалистической собственности, получении взяток и еще ряде неблаговидных дел, в которых ему помогали его приближенные сотрудники. Габриэляну предстояло распутать этот сложный клубок. Удалось доказать виновность директора: инструменты действительно уходили налево, продавались втридорога на черном рынке, тогда как музыкантам филармонии приходилось играть на старых инструментах. После окончания этого дела директор филармонии был осужден, получил 10 лет лишения свободы. Это дело в свое время было довольно скандальным и громким.

Вспоминает Габриэл Георгиевич и еще одно нашумевшее в свое время дело. Где-то в 60-х годах группа работников одного из цехов моторного завода во главе с главным инженером провернули крупную махинацию с двигателями. В этот цех на рекламацию привозили старые двигатели. После их ремонта ставился новый номер, и этот двигатель продавался как новый, а настоящие новые двигатели уходили на сторону или просто похищались. Подобные махинации были поставлены на поток. В карман главного инженера текли очень неплохие барыши. Габриэлян просчитал эту схему и вывел мошенников на чистую воду, собрав неоспоримые доказательства, он выдвинул обвинение в адрес главного инженера. Суд определил наказание главному инженеру моторного завода — лишение свободы на 10 лет.

В те же далекие годы застоя, когда в стране было шаром покати, до Габриэляна дошла информация, что один уважаемый человек из очень интеллигентной семьи, инженер шинного завода, торгует золотыми монетами очень высокой пробы. Среди его покупателей были зубные врачи и техники. Откуда у простого инженера золото? На этот вопрос и предстояло ответить Габриэлу Георгиевичу. Чтобы добыть какую-то информацию, ему пришлось опросить множество зубных врачей и техников в городе. Когда все доказательства были на руках, Габриэлян узнал, что инженер улетел в Сочи. Он полетел вслед за ним, разыскал его в Хосте. Когда тот увидел Габриэла Георгиевича, сразу же все понял.

Вместе они вернулись в Ярославль. Позже в Ленинграде состоялся обыск в квартире родственников инженера, которые передали в дар этому человеку 260 царских золотых монет. Эти монеты были хорошо спрятаны. Обыск длился долго, но никаких результатов не давал. И тут Габриэлян поймал взгляд инженера, который постоянно возвращался к шкафу, где лежали обои. Он решил проверить, что там. Когда стали разворачивать один из рулонов, оказалось, что внутри его были золотые монеты старинной чеканки. В результате этой операции 3 килограмма золота было возвращено государству. Инженер получил минимальный срок — 3 года лишения свободы. Этот человек во всем сознался и раскаялся.

Много интересного о своей работе в органах ОБХСС мог бы рассказать Габриэлян. В этих органах он отработал 23 года. В 1977 году Габриэл Георгиевич был назначен первым заместителем начальника отдела БХСС УВД Ярославской области, а через несколько лет заместителем начальника паспортно-визовой службы. Отработав в этой службе еще

5 лет, он вышел в отставку. Однако на этом его деятельность в УВД не закончилась. Сегодня он занимается общественной работой. Он — советник начальника УВД области и один из членов Российского совета органов внутренних дел. У него брали совет и обращались за помощью все бывшие и настоящие начальники УВД области. Ибо столько опыта на оперативной работе, как у Габриэла Георгиевича, в Ярославле у единиц.

Сегодня Габриэл Георгиевич является председателем совета ветеранов УВД и ОВД по Ярославской области, он помогал в создании музея УВД области, где собраны уникальные экспонаты, фотографии и документы.

«Серый дом» стал настоящей судьбой для этого человека. Там тридцать лет назад он встретил свою будущую жену Зинаиду Николаевну. Она служила тогда в управлении уголовного розыска. Сегодня их семейный стаж — 27 лет. Семья у них дружная, большая. Сын Габриэла Георгиевича Георгий после службы в армии стал заниматься бизнесом. Внук Габриэл служит в ОМОНе и заочно учится в Санкт-Петербургском институте МВД России. Говорят, что в отряде он на хорошем счету и дед очень гордится им. Сегодня старший сержант Габриэлян находится в служебной командировке в Чеченской Республике.

В роду Габриэлян все были долгожителями, сам Габриэл Георгиевич тоже следит за своим здоровьем, старается всегда быть в хорошей форме. Он предпочитает армянскую кухню, любит готовить сам. Все, кто его знает, говорят, что Габриэлян — это источник оптимизма и обаяния. Его редко можно увидеть хмурым, он всегда приветлив с коллегами, не забывает сделать комплимент женщине и умеет расположить к себе людей.

Елена БАЛДИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page