Борьба за умершего клиента

По данным справочной службы, в Ярославле насчитывается более 20 организаций, оказывающих ритуальные услуги. В погоне за прибылью ритуальные центры поступаются не только законами православной церкви, но и общечеловеческими моральными нормами. Конкуренция в этой среде велика настолько, что «похоронщиков» иначе как охотниками за телами не назовешь. В интернете выложены расценки за сведения о смерти.

По данным справочной службы, в Ярославле насчитывается более 20 организаций, оказывающих ритуальные услуги. В погоне за прибылью ритуальные центры поступаются не только законами православной церкви, но и общечеловеческими моральными нормами.

Конкуренция в этой среде велика настолько, что «похоронщиков» иначе как охотниками за телами не назовешь. В интернете выложены расценки за сведения о смерти. Информация эта, сообщаемая, как правило, родственниками в службу «Скорой помощи», до определенного времени является конфиденциальной. И тем не менее сведения о смерти в первые же часы каким-то чудесным образом просачиваются в ритуальные агентства, среди которых моментально, как ни цинично это звучит, разворачивается борьба за клиента. По слухам, за сведение об одной смерти агентство платит в среднем от одной до полутора тысяч рублей, а в некоторых фирмах есть даже радиосканеры, которые настроены на радиочастоту «Скорой», следовательно, они располагают всей информацией о смерти человека.

Действующие сегодня в городе ритуальные фирмы из церковного обряда погребения, по некоторым оценкам, устраивают самые настоящие профанации. Чтобы сократить время похорон, советуют родственникам усопших не завозить покойного в храм, дескать, мы сами окажем вам необходимые услуги, привлекают не имеющих права совершать таинства и требы, проще говоря, «служителей», лишенных сана РПЦ. Естественно, ни в одном агентстве не сообщают, что обряд отпевания, нередко предлагаемый в качестве безальтернативного, будет совершаться человеком, не имеющим никакого отношения к РПЦ. А родственники покойного с учетом их невоцерковленности и подавленного морального состояния на момент похорон, конечно, платят за полный спектр похоронных услуг…

И факт мошенничества со стороны ритуальных центров в данном случае доказать крайне проблематично.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл не единожды говорил о недопустимости отпевания в ритуальных центрах, а клирикам Ярославской епархии прямо запрещал совершать такие отпевания.

По словам игумена Серапиона (Митько), руководителя миссионерского отдела Ярославской епархии, изменить ситуацию крайне трудно: «Поскольку ритуальные центры — это бизнес, то и преследуют они одну-единственную цель — получение наибольшей прибыли. Их деятельность традиционно относилась к сфере ответственности Русской православной церкви, но эти организации сейчас готовы защищать свои интересы любыми способами».

С точки зрения гражданского права, ритуальные центры, предлагающие услугу отпевания, занимаются неуставной деятельностью. По сути дела, отпевание противоречит задачам, которые ставили эти организации при регистрации. Игумен Серапион говорит, что епархия не против ритуальных центров как таковых, но однозначно против отпеваний в них и коммерциализации смерти: «Нам доподлинно известно что, по крайней мере, два человека, лишенных священного сана Русской православной церкви, регулярно проводят отпевания в ритуальных центрах.

Я не отрицаю вероятности того, что существуют люди, которые выдают себя за священнослужителей. И у Ярославской епархии возникает недоумение, почему в нашем регионе, где Русская православная церковь является количественно и культурно доминирующей, некие бизнес-структуры оказывают покровительство раскольничьим организациям.

Мы направляли несколько раз группы наших священнослужителей для того, чтобы посмотреть, что же происходит в ритуальных центрах. Разговаривали с руководителями. У многих из них реакция была очень агрессивная. То есть вывод один: это бизнес, и говорить здесь очень трудно».

Вообще, от бесчеловечности, с которой порой приходится сталкиваться людям, и без того находящимся в горе и обратившимся за услугами в некоторые ритуальные фирмы, по телу пробегает холод отчаяния и страха.

Вот что думают на самом деле люди, которых когда-то постигло горе: «29 декабря у нас случилось страшное: у мужа умерла мама… Приехавшая «скорая», уделив пару секунд телу, сразу перешла к делу, а именно: нахваливанию фирмы «Харон» и раздаванию рекламных листовок, причем с подписью врача «скорой».

Поскольку ситуация не располагала к длительным раздумьям (время было уже 12 часов дня 29 декабря), мы позвонили в «Харон». Последовало обещание в течение часа забрать тело. Через 4 часа ожиданий и постоянных перезваниваний тело все же забрали. Мы услышали, что похороны 31 декабря утром.

Итак, 30 декабря, утро, «Харон». Заходим в маленькую каморку, видим тетеньку лет 50, которая, выяснив, с какого мы адреса (заказы формируются по принципу: откуда забрали тело, типа «с Громова»), приказным тоном нам заявляет: «Так! У вас вынос 31-го в час дня!»

На вопрос, почему вы вчера нам этого не сказали, а говорили про утро, тетенька начала орать… Дальше был просто ужас: «Вы еще мне поуказывайте когда! Я сказала в час — значит, нету времени больше! Забирайте ваше тело на фиг и идите куда хотите с ним! Я знаю, что, кроме нас, больше никто в праздники не работает! Да как же вы меня задрали, родственнички!» Такое высказывание мы прочли на одном из сайтов Ярпортала. И сразу же там автору отвечают: «Вы имеете, наверное, в виду ту историю в ритуальном зале больницы N 9, где тетенька в платочке отслужила за батюшку?»

А вот еще один пример: «Я отца хоронил, так там человек, который выдавал себя за православного священника, был лишен сана (это потом мы узнали)… Контора, где он подрабатывает, «Харон» называется… И вообще, в Ярославскую епархию звонили, и там было сказано дословно: «Епархия не направляет священников во всякие ритуальные центры… Вот и делайте выводы. Просто в этих центрах пользуются тем, что люди в шоке и горе…»

Екатерина ШАХОВЦЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page