Семь раз отмерь

Эти субъективные заметки — попытка проанализировать только что завершившуюся многолетнюю эпопею, связанную с самым большим долгостроем Ярославской области — ярославским заводом детского питания. По масштабам ущерба, причиненного региональному бюджету, он вполне может претендовать на звание самого ущербного инвестиционного проекта за все постперестроечное время.

Эти субъективные заметки — попытка проанализировать только что завершившуюся многолетнюю эпопею, связанную с самым большим долгостроем Ярославской области — ярославским заводом детского питания. По масштабам ущерба, причиненного региональному бюджету, он вполне может претендовать на звание самого ущербного инвестиционного проекта за все постперестроечное время.

ПРИШЛОСЬ ПРОДАТЬ

ПО ДЕШЕВКЕ

Сбыть с рук этот печально знаменитый долгострой (первые упоминания о нем в официальных документах относятся еще к 1990 году, а в государственную программу развития индустрии детского питания он попал в 1991 году) областная власть пыталась много раз — и все безрезультатно. В декабре 2007 года аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок. Тогда его начальная цена обозначалась суммой в 296,6 миллиона рублей. Затем, продавая объект методом публичного предложения, цену трижды солидно снижали. И вот когда в разгар мирового финансового кризиса она опустилась до 148,3 миллиона рублей, то есть уменьшилась в два раза, покупатель таки нашелся. Им стала столичная компания «Эрфарм», уже перечислившая в региональный бюджет деньги за покупку. Увы, ни детское питание, ни йогурты, ни другую молочную продукцию производить здесь не будут. Новый собственник на базе приобретенного имущественного комплекса намерен организовать крупное производство широкого ассортимента лекарственных препаратов, во что предполагается вложить до десяти миллиардов рублей. Жаль, конечно, что проданный областной актив будет использован не по первоначально задуманному профилю. Но если тут все же удастся наладить столь масштабный выпуск лекарств, то это будет не самым плохим выходом из сложившейся в последние годы с этим чемоданом без ручки почти тупиковой ситуации. Что касается судьбы закупленного в 90-х годах прошлого столетия для завода детского питания дорогостоящего немецкого оборудования, то предполагается, что его уже у новых хозяев предприятия приобретет Поречский консервный завод. Как говорится, слава Богу, что пойдет не на металлолом, а будет приносить хоть какую-то реальную пользу. Кстати, технологическая линия, за которую ярославские власти когда-то заплатили 19 миллионов дойчмарок, ему может обойтись всего в… 16 миллионов рублей плюс пара миллионов деревянных на демонтаж! В аккурат в десятки раз дешевле! Так что на финише этой очень грустной истории все оказались как бы в шоколаде, кроме… государственной казны! Поскольку сия эпопея весьма поучительна, то ее стоит проанализировать и обратить внимание на наиболее выпуклые моменты.

НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ!

Главная особенность этого крупного проекта в отличие от многих других, успешно реализованных за то же время на Ярославской земле, состоит в том, что его реализацией занимались не бизнесмены, а чиновники. А у них по определению нет той ответственности, которая есть у коммерсантов, поскольку последние, начиная новое дело, рискуют собственными, а не казенными деньгами. В отличие от предпринимателей прогоревшие чиновники практически ничего не теряют. Что и показала наша история. Несмотря на то что бюджет погорел в итоге на сотни миллионов рублей, никто из причастных к данному проекту «государевых людей» никогда и никак наказан не был! Сами они считают, что и наказывать их не за что. Ну, дескать, так уж все получилось: виноваты, мол, случившиеся в 1998 году дефолт и девальвация рубля, в одночасье увеличившая областной долг по германскому кредиту на линию в разы, а также федералы, плохо выполнявшие свою часть проекта, финансировавшие строительство заводских объектов.

Рискну с такой позицией не согласиться, хотя и признаю, что объективные причины (то же неудовлетворительное финансирование из федерального бюджета строительных работ) для фиаско все же были. Депутатом государственной думы области я являюсь все пять созывов — с момента ее основания в 1990 году. И практически все это время слежу за судьбой нашей стройки века. Поэтому сегодня хочу высказать свои, пусть и не приемлемые для кого-то соображения. У меня, к примеру, сильные подозрения на то, что идея закончилась крахом в определенной степени по причине гигантомании, поразившей в свое время ярославских чиновников. Может быть, не стоило так широко размахиваться, а построить сравнительно небольшой цех по производству детского питания на молочной основе, достаточный для закрытия потребностей собственной области? В таком случае не понадобилось бы столько валютных и рублевых средств на закупку заграничного оборудования и строительство производственного корпуса и других объектов, и цех своевременно (еще до пресловутого дефолта) вошел бы в строй. Кстати, если бы завод был сдан в декабре 1994 года, как первоначально и намечалось, никакой дефолт не помешал бы в срок расплатиться по кредитным долгам. Ведь в те годы дефицит в этой продукции был огромным. Правы, на мой взгляд, и те, кто задается вопросом: а почему ярославские чиновники тех лет не смогли пробить в правительственных столичных кабинетах такое решение вопроса, когда и закупку оборудования, а не только траты на строительство, взяла бы на себя федеральная власть? Ведь в целом ряде других областей именно так и было сделано. И тогда не пришлось бы нам сегодня выкладывать ежегодно из тощего областного бюджета огромные суммы в погашение валютного кредита, взятого в 90-х годах на приобретение технологической линии. Но кого спрашивать? Тех, кто был тогда причастен к этому грандиозному и явно неудачному проекту, давно уже нет в их руководящих чиновничьих кабинетах…

А ведь ущерб областным интересам нанесен действительно огромный. Давайте посчитаем. По данным контрольно-счетной палаты области, на строительство и приобретение оборудования затрачено более 137 миллионов рублей, 10,2 миллиона ЕВРО (перевод в нынешнюю европейскую валюту старых дойчмарок за кредит) плюс 3,5 миллиона дойч марок из былого валютного фонда Ярославской области. Из них 115 миллионов рублей приходится на траты федерального бюджета, а вся валюта и почти 22 миллиона рублей — на ярославскую казну. Большая часть кредита до сих пор не погашена. Выплаты реструктуризированной задолженности по соглашению с Минфином РФ растянуты до 2011 года. Они ежегодно увеличиваются, что является достаточно тяжелым бременем для вечно дефицитного регионального бюджета. Выручили же от продажи долгостроя всего 148,3 миллиона рублей. Выходит, что не вернули даже треть того, во что сей оскандалившийся проект обошелся областному и федеральному бюджетам?!

ЗАГОГУЛИНЫ ПО-ЯРОСЛАВСКИ

Вспоминаю, что за долгие годы было с ним связано, и складывается впечатление, что на всем протяжении этой бесславной истории с проектом происходили какие-то странности и непонятки. О некоторых мы уже сказали. Но есть и другие. Так, депутаты нашей думы еще в 2004 году, убедившись, что своими силами довести завод до ума все равно не удастся (найти для этого и без того в тощей казне дополнительные десятки миллионов целковых уже не представлялось возможным, да и вписаться в нынешние рыночные условия производству такого профиля было весьма сомнительно), предлагали администрации области продать недостроенный завод на аукционе, а вырученные средства направить на погашение долгов по нему. Но тогда чиновники областной исполнительной власти слушать нас не захотели. Как бы в противовес мнению законодателей придумали акционирование предприятия. При этом всплыли такие оценки госимущества, что контрольно-счетная палата посчитала: стоимость активов занижена на семь десятков миллионов рублей. Но удивляло нас не только это. Проведя акционирование, «государевы люди» 51 процент акций отдали одной московской фирме, а 49 процентов оставили в областной собственности. При этом москвичи этот немаленький кусочек пирога получили, не заплатив в областной бюджет ни копейки! Им дали его просто за обещание вложить в развитие данного производства 150 миллионов рублей. Мы спрашивали: а как же бюджет, как возврат вложенных им средств? Нам отвечали: да не беспокойтесь вы, вот введет фирма завод в эксплуатацию и выкупит все 49 процентов областных акций за хорошие деньги. Даже сумму называли — 250 миллионов рублей. Мы возражали: да кто, владея контрольным пакетом, будет выкупать по реальной цене пакет неконтрольный? Перед глазами были свежие примеры того, как область не могла продать даже по дешевке принадлежащие ей двадцатипроцентные пакеты акций ряда ярославских предприятий. Любопытно, что все это делалось за спиной Ярославской думы и областной приватизационной комиссии, информировать которых о сделках ценой в десятки миллионов рублей никто и не подумал! Естественно, мы, депутаты, возмутились и признали реализацию проекта строительства завода детского питания «неудовлетворительной, способной нанести существенный ущерб областному бюджету при возврате взятого на его осуществление валютного кредита». Чтобы не оказаться в очередном нокауте с продажей наших акций, мы предложили на бумаге зафиксировать с новым столичным совладельцем нашего завода минимальную сумму, за которую он после ввода предприятия в строй выкупит областной пакет акций. Те в принципе согласились, а спустя какое-то время на своем участии в этом проекте поставили крест! Чем и дали нам основания заподозрить их в том, что никакие акции они выкупать у нас по нормальной цене и не собирались…

ЛУЧШЕ УЖАСНЫЙ КОНЕЦ,

ЧЕМ УЖАС БЕЗ КОНЦА!

К сожалению, это не единственный случай, когда чиновники исполнительной власти, вместо того чтобы создавать благоприятные условия для развития бизнеса, сами принимались этим бизнесом рулить. Как правило, это заканчивалось существенными бюджетными потерями. Так было с пресловутой программой модернизации стройиндустрии области «Феникс», постоянно сотрясавшейся всевозможными скандалами, главным из которых было нежелание ряда предприятий-участниц возвращать огромный валютный кредит. Так было и с пресловутым проектом строительства в Ярославле станции очистки воды «Воздвиженье». Сдать сей грандиозный объект под ключ предписывалось еще в 1998 году. Но вместо «ключа» получили долгострой, вбухав в давно замороженное чиновное творение больше одиннадцати миллионов долларов и 75 миллионов родных деревянных. Чем все это завершится, сегодня не знает никто. Примерно такие же настроения царили и вокруг недавних попыток сбыть с рук завод детского питания. Поэтому, как ни грустно продавать такие активы по таким ценам, но ситуация такова, что приходится соглашаться, лишь бы наконец поставить точку. Как говорят немцы, лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Думаю, что к истории с заводом детского питания, который, по замыслам его инициаторов, должен был войти в эксплуатацию еще в 1994 году, эта знаменитая поговорка подходит как нельзя лучше.

Сделали ли наши «государевы люди» должные выводы из этой истории? Может быть. Но вряд ли все, кому должно. Мне говорили, что один большой областной чиновник после того, как я в ярославских СМИ с некоторыми критическими нюансами сообщил по горячим следам об этой продаже, выражал явное неудовольствие. Опять, мол, нас критикует. Он, похоже, даже не знает, что за профуканные казенные миллионы (в нашем случае это сотни миллионов рублей) в цивилизованных странах с жестко работающей правовой системой виновных не только подвергают беспощадной критике, но и сажают за решетку…

Александр ЦВЕТКОВ, депутат,

член совета областной думы, лауреат премии Союза журналистов России.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page