Краски торфяных карьеров

Ляпинские карьеры — одно из любимых мест отдыха ярославцев. Это редкий пример того, как бурное развитие промышленности оставило нам не безжизненную пустыню и дымящиеся трубы заводов, а невероятно красивые пейзажи, радующие глаз в любое время года. В двадцатых годах прошлого века план ГОЭЛРО включил в себя и проект строительства электростанции в нашем городе.

Ляпинские карьеры — одно из любимых мест отдыха ярославцев. Это редкий пример того, как бурное развитие промышленности оставило нам не безжизненную пустыню и дымящиеся трубы заводов, а невероятно красивые пейзажи, радующие глаз в любое время года.

В двадцатых годах прошлого века план ГОЭЛРО включил в себя и проект строительства электростанции в нашем городе. В качестве альтернативного топлива решили использовать торф, огромные залежи которого были как раз на Ляпинских болотах, на левом берегу Волги. Добывали торф гидравлическим способом, то есть размывали залежи водяной струей и подавали по трубам в виде черно-коричневой мутной жидкости. В итоге Ляпинская ГРЭС обеспечила электричеством практически все предприятия Ярославля, а также дала ток в Рыбинск, Ростов и Кострому. Нам же в наследство остались залитые водой карьеры, разделенные узкими полосками суши. Летом ярославцы ездят туда загорать и купаться, осенью — по грибы, бруснику и клюкву. В мае любители ранних грибов приво­зят с Ляпинки целые корзинки сморчков и строчков. До первых морозов по берегам карьеров стоят с удочками рыбаки. А зимой так приятно прокатиться там на лыжах!

В октябре небо как-то по-особенному отражается в темной воде торфяных карьеров. Несмотря на неровную зелено-золотую полосу противоположного берега, кажется, что небо и вода — это единое целое. Резкий порыв холодного ветра освободил небеса цвета незабудок, оставив лишь легкие облачка — точно такие же плывут и в синеве воды. Небо снова затянули серые свинцовые тучи, и вода стала похожа на темный расплавленный металл. В какой-то момент начинает казаться, что это не небо отражается в воде, а наоборот. Небольшие островки подчеркивают красоту окружающего небесно-водного мира. Темная изумрудная зелень невысоких сосен эффектно оттеняет золото березовой листвы. Летом на многочисленных островках устраивают гнезда шумные колонии озерных чаек. В октябре на Ляпинке тихо, но вовсе не безжизненно. Часто попадаются следы лосей. Под кустиками резко пахнущего багульника то и дело пробегают крохотные мышки, они разыскивают и с удовольствием обгрызают со всех сторон черные шляпки болотных подберезовиков. Между островками перелетают стайки синиц. Где-то неподалеку посвистывают невидимые в листве снегири да звонко пищат дятлы. Грибники уверяют, что на дальних карьерах лет пять назад видели и лебедей, отдыхающих перед дальней дорогой на юг.

К сожалению, осенняя погода неустойчива, октябрьское солнышко радует недолго. Серая пелена дождя размывает яркие краски осени, а вода как будто закипает от падающих капель.

Ирина ТРОФИМОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page