Новый паз с мотором ямз

22 декабря компания «Русские автобусы — Группа ГАЗ» провела тест-драйв новой модификации ПАЗ-3204 с двигателем ЯМЗ-534 на Дмитровском полигоне в Московской области. Новая модификация ПАЗ-3204 на рессорной подвеске полностью собрана на агрегатах собственного производства «Группы ГАЗ». ЯСНЫМ морозным днем езду на подмосковном полигоне по обледеневшему дорожному полотну можно было считать экстремальной.

22 декабря компания «Русские автобусы — Группа ГАЗ» провела тест-драйв новой модификации ПАЗ-3204 с двигателем ЯМЗ-534 на Дмитровском полигоне в Московской области. Новая модификация ПАЗ-3204 на рессорной подвеске полностью собрана на агрегатах собственного производства «Группы ГАЗ».

ЯСНЫМ морозным днем езду на подмосковном полигоне по обледеневшему дорожному полотну можно было считать экстремальной. И тем не менее три новеньких автобуса ПАЗ-3204 в умелых руках водителей-испытателей показали отличный класс в фигурном катании, в «змейке», торможении, в виражах на крутых поворотах. Основная цель, которую поставили перед собой организаторы этого показательного мероприятия в присутствии журналистов более чем сорока российских изданий, — презентовать машины с двигателем ЯМЗ-534. А если быть точным, показать удачный тандем, сложившийся между Ярославским моторным и Павловским автобусным заводами.

В июле 2008 года начались работы по адаптации двигателей ЯМЗ-534 к модельному ряду Павловского автобусного завода. В достаточно короткий срок были проведены компоновочные работы и разработана эскизная документация на установку двигателя ЯМЗ-534 на ПАЗ-3204. Опытный образец автобуса был собран в октябре этого года. По заявке Павловского автобусного завода специалисты ОАО «Автодизель» провели работы по оптимизации габаритных размеров двигателя путем компоновки навесного оборудования, разработке жгутов проводов управления электронной топливной системы Bosch.

Заместитель главного конструктора по исследованиям и испытаниям ОАО «Автодизель» Алексей Курилов, отвечая на многочисленные вопросы журналистов, рассказал:

— Наша работа с павловским заводом — первый опыт, и она нас удовлетворяет. Павловцы работают четко, выполняются все договоренности, обещания, адаптацию двигателей специалисты ООО «ПАЗ» проводят очень быстро. ЯМЗ-534 в версиях экологического стандарта Евро-3, Евро-4 разрабатывался как универсальная платформа для автомобилей, автобусов и других транспортных средств. Программа управления двигателем ЯМЗ-5344 настроена на 150 л. с. Согласованы оригинальные патрубки системы воздухоподачи и системы охлаждения. Сделан оригинальный масляный картер.

По сравнению с двигателями первой генерации изменена общая компоновка двигателя ЯМЗ-5344 в части расположения агрегатов, например, расположение генератора и топливного фильтра позволило разместить двигатель без кардинальных изменений моторного отсека.

Вновь разработанная конструкция пластиковой крышки головки цилиндров с встроенной системой рециркуляции картерных газов позволила обеспечить низкий уровень шума — 92 дБа.

Отличительной особенностью ярославского двигателя является его экономичность за счет применения топливной системы Bosch, широкие возможности по дальнейшей форсировке и модификации двигателя. Для моторов этого семейства разработана система рециркуляции отработавших газов с нейтрализатором. По словам Алексея Курилова, эта система имеет огромное преимущество, особенно для России: не требует никаких дополнительных жидкостей, расходных материалов, которые применяются в двигателях других производителей. Например, мочевина, которая при таком холоде, как сегодня, должна замерзнуть, а летом — протухнуть, а потом ее где-то надо заправлять, на специализированных заправках, которых у нас нет. Что касается уровня двигателя, сама платформа его более современная, двигатель позволяет достигать давления в цилиндре до 210 бар, потенциал развития уровня Евро-5 закладывался изначально, причем система рециркуляции без мочевины. Выпуск опытно-промышленной партии намечен на сентябрь 2010 года, а серийное начало производства — с марта 2011 года.

И как отметил главный конструктор Павловского автобусного завода Игорь Чайкин, «трудностей в привязке нового двигателя к автобусу не было, проведения дополнительных конструкторских работ не требовалось». Слова Игоря Евгеньевича подтвердил и его заместитель по испытаниям и сертификации Владимир Остапюк здесь, на Дмитровском полигоне:

— За полгода мы постарались и адаптировали на наши автобусы несколько типов двигателей. Особенное внимание было уделено автобусу ПАЗ-3204 с двигателем ЯМЗ-534. По нашим оценкам, двигатель очень даже неплохой. Больших трудностей по его адаптации не было. Небольшие замечания по габаритным размерам и навесным агрегатам были учтены специалистами ЯМЗ и устранены. Такой же мотор мы поставили и на наш старый «пазик». Во время испытаний мы уже достаточно много с ним пробежали — порядка 30 тысяч километров, это вместе с различными тестами, сертификацией и прочим. Испытывали движок в южных условиях, забирались по серпантинам в горах — впечатления очень даже неплохие. Совокупный же пробег всех автобусов ПАЗ, оснащенных этим двигателем, составил уже более 70 тысяч км.

В этом году ООО «ПАЗ» выпустило более 530 автобусов малого класса ПАЗ-3204 на рессорной подвеске. Наиболее крупные поставки были осуществлены в Чебоксары, Ижевск, Пензу, Ростов-на-Дону. Бегают такие «пазики» и по Ярославлю. Машина пошла в производство достаточно хорошо, спрос у потребителей на нее значительный, что называется, в очередь.

На Дмитровском полигоне ПАЗ-3204 с двигателем ЯМЗ-534 показал себя достойно. Многим журналистам была предоставлена возможность самим сесть за руль, и они не ударили в грязь лицом, выделывали на скользкой трассе виражи не хуже асов-испытателей. И остались довольны. У особо продвинутых даже нашлись замечания. Это нормально, для того и проводятся испытания, чтобы выявить недостатки, которые будут исправлены.

ОАО «Автодизель» и ООО «ПАЗ» проводят большую работу по созданию максимально унифицированных автобусных модификаций двигателей семейства ЯМЗ-530.

Алла ХАЧАТУРЯН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page