Степень отчаяния

Поселок Бурмакино вот уже несколько месяцев живет как на пороховой бочке — в прямом и в переносном смысле. ВЗРЫВООПАСНАЯ СИТУАЦИЯ Значительную часть поселка Бурмакино составляет военный городок, в котором находятся склады с сотнями тонн бое-припасов. Мины, торпеды, снаряды, глубинные бомбы хранятся в простых деревянных сараях, даже не обработанных противопожарной жидкостью. Пожарная сигнализация морально и физически устарела.

Поселок Бурмакино вот уже несколько месяцев живет как на пороховой бочке — в прямом и в переносном смысле.

ВЗРЫВООПАСНАЯ СИТУАЦИЯ

Значительную часть поселка Бурмакино составляет военный городок, в котором находятся склады с сотнями тонн бое-припасов. Мины, торпеды, снаряды, глубинные бомбы хранятся в простых деревянных сараях, даже не обработанных противопожарной жидкостью. Пожарная сигнализация морально и физически устарела. Такие выводы сделали сотрудники Ярославского областного управления МЧС по результатам проверки, проведенной здесь в январе этого года. О том, что все это взрывоопасное хозяйство находится под строгим контролем и бдительно охраняется, тоже говорить не приходится — достаточно сказать, что уже два года у военной части нет назначенного командира. Поэтому ничто не гарантирует, что не произойдет трагедия, подобная той, что случилась в ноябре прошлого года на таком же военном арсенале в Ульяновке. Кстати, именно в эту военную часть в Бурмакине после трагедии на ульяновском арсенале пошли эшелоны с уцелевшими снарядами и боеприпасами.

По соседству с бурмакинским арсеналом находятся жилые дома, в ко-торых живут больше   двух тысяч человек. Всего пара сотен метров от складов со снарядами до территории средней школы, где учатся дети из Бурмакина и ближайших населенных пунктов.

Во время взрыва и пожара на ульяновском арсенале несколько десятков человек укрылись в бомбоубежищах, откуда были благополучно извлечены через сутки. Бурмакинцам, случись что, прятаться будет негде — бомбоубежища затоплены водой и канализацией. Так что жителей военного городка подстерегает опасность не только сгореть в огне, но и утонуть в нечистотах. Один прецедент уже был — в середине апреля буквально у порога собственного дома утонул мужчина, перепутавший в потемках дверь в подъезд с соседней открытой дверью в бомбоубежище. Двери и в подъезды, и в подвалы распахнуты настежь, потому что иначе можно просто задохнуться от запаха того, что не тонет.

— Г… но дошло уже до первых этажей! В некоторых квартирах жить невозможно, люди не знают, куда деваться с маленькими детьми! Воды нет, баня не работает, мусор не вывозится, детский сад и школа закрыты! — наперебой рассказывали жители городка корреспондентам «Золотого кольца». Впрочем, рассказывали — это будет слишком мягко сказано. Около сотни человек не в силах сдержать эмоций кричали о многочисленных проблемах. Самое главное, что люди не видят готовности кого-либо эти проблемы решать.

— Мы уже писали везде: в администрацию района и области, депутатам, в «Единую Россию», в Министерство обороны, да-же на сайт президента — ни ответа, ни привета.

Степень отчаяния такова, что социальный взрыв может грянуть в любое время. 

ОТКРЫТОЕ АРСЕНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Беды у жителей поселка начались не вдруг и не сразу. Когда-то жизнь военного городка 6-го арсенала ВМФ и тесно связанной с ним инфраструктуры поселка Бурмакино была вполне благополучной. Котельная военной части исправно снабжала теплом и горячей водой свои и поселковые жилые дома, школу и детский сад. Территория была по-военному чистой и ухоженной. Часть обеспечивала работой и неплохой зарплатой почти пять сотен человек. А года два назад люди начали ощущать на себе плоды военной реформы. Сначала на все лето стала исчезать горячая вода, закрылась единственная поселковая ба-ня, перестали ремонтироваться коммуникации…

Отопительный сезон этой осенью начался с большим опозданием из-за долгов котельной перед «Яррегионгазом» и неисправности водовода. А с января этого года последовали увольнения работников бывшего ФГУП «6 арсенал ВМФ». Всего работы лишились около 240 человек. Сейчас в штате нет ни одного сантехника, водопроводчика, электрика, дворника.

Все это стало следствием реорганизации, проводимой Министерством обороны. 4 сентября из этого высокого ведомства в войска поступил документ, извещающий о создании ОАО «Оборонсервис», которое на коммерческой основе должно ремонтировать всю воен-ную технику Сухопутных войск, ВВС и флота. Уставный капитал ОАО «Оборонсервис» составили акции девяти субхолдингов, в том числе ОАО «Ремвооружение», в который вошли 57 предприятий и арсеналов, ранее принадлежавших Министерству обороны, в том числе и ФГУП «6 арсенал ВМФ» в поселке Бурмакино.

Объявленная цель такого нововведения — избавление Минобороны от «непрофильных активов», борьба с коррупцией в рядах военных чиновников и другие аспекты. Например, начальник генерального штаба генерал Макаров заявлял о том, что армия не в состоянии сама ремонтировать боевую технику и ей позарез нужны коммерсанты, которые бы это дело наладили.

С 31 декабря 2009 года бывшее ФГУП «6 арсенал ВМФ» (в/ч 09919) в поселке Бурмакино преобразовано и разделено на две структуры: в/ч 81269 и ОАО «Ремонтная база». За военной частью остались склады с боеприпасами и снарядами, уставная функция открытого акционерного общества — сервисное обслуживание, ремонт и утилизация вооружения и военной техники. Весь жилой фонд и коммунальная инфраструктура, ранее находившиеся на балансе шестого арсенала, оказались никому не нужными, брошенными на произвол судьбы. 

Жители военного городка и поселка Бурмакино стали заложниками Министерства обороны, считает глава сельского поселения Бурмакино Владимир Литвин.

— За пару месяцев в спешке и в одностороннем порядке по приказу министра обороны была выстроена нормативная база для распоряжения многомиллиардной движимостью и недвижимостью, — говорит Владимир Викторович, сам прослуживший в армии 32 года, в том числе и в этой военной части. По его словам, сейчас с коммунальной структурой поселка полная неразбериха. По приказу Министерства обороны котельная передается квартирно-эксплуатационной части Ярославского гарнизона, но есть еще водонасосные скважины, водоводы, которые также связаны с котельной и которые в приказе не фигурируют. По словам Владимира Литвина, администрация района и поселка готова была взять на свой баланс жилой фонд военного городка и коммунальную инфраструктуру и уже начала готовить документы, но из военного ведомства поступил новый приказ — передать все это хозяйство гарнизонной КЭЧ. Но в гарнизонной КЭЧ об этом приказе до последнего времени не слышали.

КАЖДЫЙ ПРАВЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО

Как удалось выяснить, департамент имущества Минобороны, действительно собирался передать жилой фонд военного городка на баланс муниципального предприятия ЖКХ, но потом передумал: слишком велика показалась сумма, которую выставили исполнительные власти Ярославской области за эту услугу, — 570 миллионов рублей. Часть домов городка действительно требует солидного капитального ремонта, износ некоторых составляет около 70 процентов. По словам жителей, в нескольких квартирах сквозь трещины в стенах улицу видно. Тем не менее первому заместителю губернатора Владимиру Ковальчуку, лично занимавшемуся этой проблемой, убедить военное ведомство не удалось.  

Нынешний генеральный директор военной ремонтной базы Андрей Козловских на днях также отправился в столицу, чтобы предложить свой вариант — передать жилищный фонд городка на баланс руководимого им ОАО на условиях, что акционерному обществу будет позволено собирать плату за содержание жилья и коммунальные услуги, чтобы восполнять хотя бы текущие затраты. Андрей Козловских, до недавнего времени являвшийся главным инженером реорганизованного арсенала, и сам живет в одном из домов военного городка и тоже терпит все коммунальные неудобства и лишения. Еще надо, считает он, чтобы в штатное расписание акционерного общества ввели должности сотрудников, обсуживающих коммунальную инфраструктуру, иначе латать дыры по-прежнему будет некому. Все старые работники были уволены, потому что оказались не вписаны в штат ни базы, ни военной части. Кстати, по зарплате со многими из них до сих пор не рассчитались, да и на котельной висит долг в 10 миллионов рублей за газ.

— Россия и Украина по газу договорились, а тут в родном государстве не могут решить проблему! — возмущаются жители Бурмакина.

Все же в военном ведомстве уверяют, что в скором времени проблема военного городка решится, а нынешняя ситуация — результат еще не закончившегося процесса реформирования, и надо это понимать. Но понимают ли чиновники военного министерства и других властных органов, до сих пор выясняющие отношения, что чаша людского терпения может переполниться? Во всяком случае, жители поселка грозились после праздника Победы перекрыть автомобильную магистраль, а то и железную дорогу.

Мира КОРОЛЕВА.

На снимках: гроздья гнева; свалка в поселке.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page