Расправляется дама с классиками

Их портреты висели на стене в школьном классе. Их лица отстраненно глядели из учебника литературы. Они были так холодны и далеки от нас, что не приблизить, не оживить и не растормошить их, не пририсовать Пушкину гусарские усы-завитушки или Лермонтову шпионские очки, а Льву Толстому рожки было просто-напросто невозможно.    В ЯРОСЛАВСКОМ музее-заповеднике работает выставка известной московской художницы Ирины Затуловской (на снимке) «И. З. Классики». Ирина Затуловская — коренная москвичка.

Их портреты висели на стене в школьном классе. Их лица отстраненно глядели из учебника литературы. Они были так холодны и далеки от нас, что не приблизить, не оживить и не растормошить их, не пририсовать Пушкину гусарские усы-завитушки или Лермонтову шпионские очки, а Льву Толстому рожки было просто-напросто невозможно.   

В ЯРОСЛАВСКОМ музее-заповеднике работает выставка известной московской художницы Ирины Затуловской (на снимке) «И. З. Классики». Ирина Затуловская — коренная москвичка. Родилась в творческой семье. Ее дед, Сергей Павлович Михайлов, преподавал в художественной школе, мама писала великолепные натюрморты. Сама Ирина окончила столичный полиграфический институт. Экспозиция заставляет по-новому взглянуть на ставшие хрестоматийными образы русских литераторов. Тех самых, что поселялись на городских площадях в виде бронзовых монументов.

Причудливо выглядит этот пантеон из досочек, щепочек, осколков зеркал. Всего Ирина создала 33  портрета, 17 из них на выставке. Те, что изображены на зеркалах, остались дома, так как могли  пострадать при перевозке. Материал для своих работ Ирина привозит из экспедиций, чаще всего в Вологодскую область. Иногда находит на свалках. Она расправляется с классиками  бесстрашно и весело. От Пушкина остался только нос на замазанном зеркальном стекле, у индустриального Платонова на старой стиральной доске пересчитаны все ребра. Богоискатель Достоевский помещается в киот, а Гоголь — в полукружье с золотистым нимбом. Это, к слову, первая и любимая из Ирининых работ. Написана в 1998 году.

Работы Затуловской напоминают не столько классические картины, сколько иконы из деревенской избы, что вполне логично: в России поэт всегда больше, чем поэт. Это своего рода мирской святой, а многим, будь то Пушкин, Хармс, Шаламов, вполне пристал статус мучеников. Изображенные без елея и пафоса, они кажутся близкими и настоящими. Почти что родственниками. Реакция зрителей на работы самая разная. Некоторых коробит такое отношение к «столпам» и «нашему всему». Некоторые зло огрызаются, увидев нелюбимого персонажа: мол, так ему и надо, этому Солженицыну!

Классиками творчество Ирины Затуловской не исчерпывается. Она много работает за рубежом: долгое время жила и работала на Сицилии. В Лондоне по просьбе подруги оформляла магазин фруктов. На окне изобразила гуляющего Пиросмани — это ее любимый художник. Расписала буквально все — от керамических португальских тарелок до ценников.

Мешок, порванный медведем, маски из  налимьей чешуи, картины из сока черники. Разлив Оби, изображенный на коре березы. А на одном из полотен можно увидеть… болотные сапоги 80-летней бабули. Последняя прославилась тем, что была заядлой охотницей — убила 17 медведей. Ирина очень удивляется, когда ее работы удостаиваются эпитета «необычные». Ведь найти подходящий холст и рамку гораздо сложнее. А тут все как в стихах происходит: «Когда б вы знали, из какого сора…»

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page