Застывшее мгновение вигеланда

На нашей планете много удивительных мест, о существовании которых даже не подозреваешь, но зато, побывав, помнишь всю жизнь. Парк скульптур Густава Вигеланда в Осло — одно из таких мест. Норвегия — не очень популярная у россиян страна. Наших туристов куда больше привлекают европейский шарм Парижа, горячие курорты Турции и Египта, экзотика Таиланда.

На нашей планете много удивительных мест, о существовании которых даже не подозреваешь, но зато, побывав, помнишь всю жизнь. Парк скульптур Густава Вигеланда в Осло — одно из таких мест.

Норвегия — не очень популярная у россиян страна. Наших туристов куда больше привлекают европейский шарм Парижа, горячие курорты Турции и Египта, экзотика Таиланда. Решив побывать в Скандинавии, они чаще всего отправляются в Финляндию, изредка прихватывая еще и Швецию, полагая, что для знакомства с северными соседями этого вполне достаточно. В Осло их может занести только морской круиз по четырем скандинавским столицам или неудержимое желание увидеть знаменитые норвежские фьорды.

Осло, как и Ярославль, имеет тысячелетнюю историю и считается столицей викингов. В одном из местных музеев даже сохранились подлинные корабли викингов, хорошо запомнившиеся по совместному советско-норвежскому фильму «И на камнях растут деревья».

Но Осло весьма небольшой город, мало похожий на европейскую столицу. Все его достопримечательности пересчитаешь по пальцам: крепость Акерсхус, королевский дворец, городская ратуша, конная статуя короля Карла… И все же особый колорит норвежской столице придает безумное  количество скульп­тур. Уже на набережной перед небольшим ресторанчиком можно увидеть бронзовые фигуры двух сидящих за столиком молодых людей, вечно спешащей официантки и даже неприлично раздвинувшей ноги дамочки легкого поведения, возле которой стоит стаканчик с нанизанным лимоном.

Главная же достопримечательность Осло — Парк скульптур Густава Вигеланда, занимающий площадь в 32 гектара, на которой установлено более двухсот мемориальных скульптур и композиций из бронзы, гранита и кованого железа. Этот удивительный музей под открытым небом, принимающий посетителей 24 часа в сутки, буквально поражает воображение, потому что в своих произведениях на редкость плодовитый норвежец повествует о человеческой жизни от момента рождения до самой смерти. Философски рассуждая о бренности мира, молодости и старости, красоте и увядании, отношениях родителей и детей, Густав Вигеланд наполняет фигуры мужчин и женщин совершенно новым смыслом.

Над созданием Парка скульптор Вигеланд (1869 —

1943 гг.) трудился 40 лет, и завершен он был уже после его смерти. Среди сооружений Парка самую давнюю историю имеет Фонтан. Сначала муниципалитет Осло намеревался установить его на площади перед зданием парламента, но, увидев проект, власти посчитали, что будет как-то неприлично выставлять там обнаженные тела. Вигеланд намекнул, что в таком случае готов соорудить Фонтан в Стокгольме, и, чтобы заручиться поддержкой норвежской общественности, сделал вход в свою мастерскую открытым для всех желающих. Успех был обеспечен — народ ценит, когда с ним советуются. А тут еще из-за строительства городской библиотеки попали под снос дом и мастерская скульптора, и ему выделили новое место рядом с Фрогнер-парком, который в конечном счете и стал площадкой для реализации всех творческих замыслов великого скульптора.

Помимо Фонтана здесь можно увидеть удивительный Мост, украшенный бронзовыми скульптурами детей, женщин и мужчин разного возраста, «Колесо Жизни» и «Монолит». Своими скульптурами Вигеланд постоянно напоминает, что время человека на Земле всего лишь часть вечного цикла движения времени без начала и конца.

Ниже Моста — круглая детская площадка с бронзовыми фигурами детей. Рядом четыре высокие гранитные колонны, увенчанные скульптурами людей, борющихся с ящерами. Надо заметить, что большинство скульптур имеют реальных прототипов и поэтому производят такой поразительный эффект.

«Колесо Жизни» символизирует вечность, воплощенную в виде гирлянды держащихся друг за друга женщин, детей и мужчин. Это жизненный путь человека от колыбели до могилы через счастье и печаль, через надежды и мечты о вечности.

На самом высоком месте Парка красуется шестнадцатиметровая 180-тонная скульптура «Монолит», представляющая собой колонну, составленную из ста с лишним фигур, высеченных из одного камня. Три резчика в течение 14 лет трудились над этой грандиозной скульптурой. 36 гранитных групп людей располагаются на возвышении вокруг колонны и символизируют собой круговорот жизни. Их названия говорят сами за себя: «Семья», «Объятие», «Удивление», «Ненависть», «Борьба».

Подсчитано, что в Парке скульптур Вигеланда 212 скульптур людей, 640 законченных изображений человека. Из них более или менее одетых меньше десятка. При входе скульптура-автопортрет самого Вигеланда, который, правда, не пожелал изображать себя нагим. Дату своего рождения на постаменте скульптор выбил сам, а дату смерти выбили уже после его кремации.

Олег ГОНОЗОВ.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page