Большой маленький лорд

Четыре года подряд до прихода нового главного режиссера, который почему-то резко сменил репертуар, созданный бывшим главным, на сцене Рыбинского драматического театра шел чудесный спектакль «Маленький лорд Фаунтлерой».

Главную роль в этом спектакле все четыре года играл молодой актер Сергей Шарагин. Это была не первая его роль, и не она сделала Сергея известным. Но она сделала его любимым актером рыбинской публики. И не только рыбинской. Все гастрольные показы «Маленького лорда» проходили с потрясающим успехом.

НЕУЗНАВАЕМЫЙ ХЛЕСТАКОВ

Я лично Сергея Шарагина никогда не узнаю! Не особая почитательница рыбинского театра, я все же иногда хожу на спектакли. Не для удовольствия — просто посмотреть, не стало ли хоть немного лучше… Ведь драмтеатр в Рыбинске единственный. Бывший когда-то одним из лучших провинциальных театров СССР. И старейший театр с прекрасными классическими традициями.

«Маленького лорда» мы смотрели всей семьей в 2008 году. Не только сын, которому тогда было всего десять лет и который имел совсем небольшой опыт просмотра взрослых спектаклей, но и муж, который, мягко говоря, недолюбливает Рыбинский драмтеатр, был в восторге от спектакля. Понятное дело: такую милую пьесу вообще трудно испортить… Но сделать ее простенькой мелодрамой — пара пустяков. Однако благодаря потрясающей игре главного героя пьеса не скатилась до уровня простенькой мелодрамы, а поднялась на практически утерянную для Рыбинского драмтеатра художественную высоту. Маленький лорд в исполнении Сережи Шарагина был то по-детски мил и непосредственен, то кроток и совершенен, как ангел, то тверд в своих честности и благородстве, как древний сказочный рыцарь.

На выходе я спросила у знакомых, кто играл главную роль. Мне назвали имя — Сергей Шарагин, но оно мне ни о чем тогда не говорило… И кто-то сказал:

— Да разве вы не помните? Он ведь сыграл Хлестакова в недавнем «Ревизоре»!

Я так и ахнула! Неужели этот юный благородный англичанин, маленький лорд Фаунтлерой, весь словно излучающий свет и музыку, и тот пошлый, инфантильный и совершенно глупый Хлестаков — один и тот же актер? Вот это сила!

«Ревизор» на рыбинской сцене вышел, прямо скажем, не ах. Как, впрочем, и большинство провинциальных «Ревизоров» последнего времени. В данном случае спектакль получился средний, но мастерство актера, сыгравшего главное действующее лицо, оказалось намного выше среднего. Помню, в Рыбинске тогда только и говорили о потрясающем мастерстве нового молодого актера Рыбинского театра драмы Сергея Шарагина. Ему было тогда всего двадцать шесть лет. Главреж Михаил Салес рискнул дать эту главную роль совсем молодому и, можно сказать, начинающему артисту. И не прогадал!

ВТОРЫЕ ПЕРВЫЕ РОЛИ

Потом для меня наступила полоса очередного разочарования в работе нашего театра драмы, и я перестала посещать спектакли. Но в начале прошлого года соблазнилась «Тилем». Во-первых, потому, что «Легенда о Тиле» Шарля де Костера — одно из моих самых любимых произведений с детства. Во-вторых, хотелось вспомнить молодость, ленкомовские спектакли знаменитого Марка Захарова в сотрудничестве с Григорием Гориным. Ведь сценарий «Тиля» Григорий Горин написал специально для театра Ленинского комсомола, для Марка Захарова, для Николая Караченцова, назначенного на главную роль… Тогда об этой постановке спорила вся московская публика!

Но рыбинский спектакль произвел удручающее впечатление. Там не пахло не только Марком Захаровым и Григорием Гориным, но и Шарлем де Костером, да и самим Тилем Улен­шпигелем тоже… Единственное светлое пятно — замечательная игра Виталия Стужева, приглашенного из Ярославского ТЮЗа на роль старого Клааса… Особенно раздражал меня принц Филипп. Выходя из театра, я думала: ну до чего же мерзкий тип, до чего же противный актер его сыграл! Образ вызвал даже какое-то омерзение. И лишь несколько часов спустя я поняла: именно потому принц Филипп вызвал у меня такое омерзение, что сыгран он был потрясающе! Это же одна из самых отвратительных исторических личностей! Безнравственный злодей и подлец, убийца и развратник… Я позвонила знакомым, у которых была программка, и узнала, что Филиппа сыграл, конечно же, Сергей Шарагин! После Клааса Виталия Стужева эта была единственная замечательная работа.

Дальше меня, как какую-нибудь влюбленную в актера-супермена тинейджерку, потянуло в театр. Мне хотелось понять, чего стоит Сергей Шарагин и почему ему после ухода главрежа Салеса не дают главных ролей. Следующий посещенный мною спектакль назывался «Примадонны». Главную роль играл опять Павел Иванов. Снова вульгарно и нарочито, но зрители аплодировали: пьеса ведь была пошленькой и веселой, что называется, кассовой, а вкус у рыбинских зрителей уже давно испорчен более чем средними постановками. И вот мой любимый Сережа выходит неожиданно в совсем крохотном эпизоде — он играет Чарли Чаплина. Я его, конечно, опять не узнала, но мне тут же сказали… Без слов, одним танцем, но это лучшая сцена из всех в «Примадоннах»! «Это ж надо, — подумала я тогда, — всего две минуты, всего один легкий танец с чаплинской тросточкой, но каково, каково!» Вот это и есть настоящая, талантливая и профессиональная игра.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

После этого я уже целенаправленно стала узнавать, будет ли когда-нибудь спектакль, где Сережа Шарагин сыграет главную роль. И мне сказали: будет! Это пьеса «Очень простая история».

Спектакль на сей раз удался. Впрочем, как говорят опытные театральные критики, это как раз такая пьеса, которую трудно испортить. Ее и не испортили. Пятеро людей и четверо животных. Домашние животные живут в хлеву собственной жизнью, преданы хозяевам так, что готовы пойти на смерть, и, что самое важное, в отличие от людей знают истину и понимают естественный ход вещей… Сергей Шарагин сыграл там домашнего пса, преданного хозяину. Если бы он периодически не вставал с четырех лап на две ноги, то, наверное, зрители так и не приняли бы его за человека. Преданная любовь к хозяину, вступившая в противоречие с правдой природы и любовью к истине, истинно собачий темперамент, сопряженный с хитростью инстинктами, — все это было великолепно сыграно и показано. Но — увы и ах! — эта роль, хоть и главная, все же мала для такого характерного и яркого актера, каким является в свои тридцать лет Сергей Шарагин.

«Следующего Сережу» я увидела в спектакле «Мужики и капуста». Премьера шла перед самым Новым годом и была хорошо встречена. Эта пьеса для трех актеров, так называемая антрепризная. Чтобы малым составом сыграть, заработать и, возможно, поехать на гастроли… Но спектакль вышел пустой, потому что содержание пьесы совершенно пустое. Даже талантливый молодой режиссер Наташа Николаева не смогла спасти положение. И опять же единственным ярким действом в спектакле была роль Сережи Шарагина, который сыграл роль татарина-гастарбайтера. Кажется, ничего особенного невозможно было выжать из этой роли, но он выжал! И на фоне его татарина померкла даже признанная звезда рыбинской сцены Светлана Колотилова.

Я уже сказала о том, что никогда не узнаю Сергея. Вот и сейчас, договорившись об интервью, я ждала его у входа и, увидев, смутилась. Внешне он совсем не яркий, а скромный и даже тихий какой-то… И я почувствовала даже давнее полудетское разочарование, как когда-то в Москве, когда случайно узнавала в метро любимых актеров кино и удивлялась, что они так обыденно выглядят в быту…

Он говорит очень тихо, совсем не по-актерски. Я раньше часто брала интервью у актеров и очень любила это. Они говорили громко, четко, мысли все произносили умные и красивые… Прошло время, прежде чем я поняла, что все это были роли, хорошо отрепетированные. А вот Сережа не играл.

Оказывается, он актером вопреки моим ожиданиям стал совершенно случайно. Это были девяностые годы, Сережа закончил девять классов и, поскольку жизнь в то время была материально тяжелой, решил побыстрее получить профессию. Он пошел в профтехучилище N 20, где неожиданно даже для себя стал проявлять актерские таланты.

МИНУТА СЛАВЫ

В профтехучилище Сережа пел, играл на гитаре, участвовал в различных постановках. И даже получал за все это именную стипендию губернатора как одаренный подросток. Но об актерской карьере не только не мечтал, но даже и не думал. После училища он поступил в Ярославский торговый техникум. А осенью встретил друга, который сообщил ему, что идет набор в Ярославское театральное училище и обучение будет проходить на базе Рыбинского драмтеатра. Сережа пошел попробовать и неожиданно для себя поступил. Стал актером. А друг, увы, не стал… Так и учился Сергей Шарагин одновременно в двух учебных заведениях: в торговом техникуме, который окончил с отличием, и в театральном училище. И играл в Рыбинском драмтеатре, в труппу которого был зачислен в 2000 году. За эти десять с небольшим лет он сыграл более пятидесяти ролей. Многие из них были главными. За роль Хлестакова он получил даже первую премию от главы города.

— Когда вы почувствовали себя актером? — спросила я.

— А я себя и сейчас актером не чувствую, — с улыбкой пожал плечами Сережа. — Так, живу на сцене — и все.

Разговаривать с Сережей интересно, но сложно. С ним можно говорить обо всем: об искусстве, музыке, постановках, пьесах, философии, литературе… Но только не об актерском мастерстве. Для него оно так органично, что он как будто даже не ощущает, в чем оно состоит. Его немного смущает, что он долго играет молодых людей и мальчиков. «Жду, когда наступит возраст серьезных ролей!» — говорит Сережа. А я боюсь ему признаться, что мне лично кажется: здесь, в Рыбинске, где драматическое искусство так убого, эта пора для него никогда не наступит. Потому что он слишком ярок и для нынешнего актерского состава драмтеатра, и для тех режиссеров, которые ставят здесь спектакли.

Я Сережу о взаимоотношениях внутри театра не спрашиваю. Правду он все равно не скажет, а заставлять его лукавить не хочу. Зато он с удовольствием рассказывает, как учился мастерству и у Светланы Колотиловой, и у Георгия Эльнатанова, и у известных современных режиссеров Владимира Коломака и Сергея Кисса… Он вообще говорит о людях только хорошее. Как обычно делают счастливые и самодостаточные люди.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page