И останутся от козлика рожки да ножки

В 1976 году, когда по Рыбинску прошел первый пассажирский троллейбус, его коммунистические правители так же, как и простые жители, были искренне горды за свой город. Еще бы, новый экологически чистый транспорт приравнивал Рыбинск, который спустя год должен был отпраздновать двухсотлетие своего городского статуса, к ведущим городам страны.

СПУСТЯ тридцать пять лет после тех событий городское троллейбусное управление, где сейчас трудятся более полутысячи человек, оказалось на грани закрытия. «Опоры контактных линий портят лицо города, а само предприятие проигрывает в рентабельности с автоперевозчиками», — аргументируют власти свою странную позицию.

Как удалось выяснить, впервые новый взгляд на развитие транспортной системы Рыбинска официально озвучил в начале апреля 2011 года на общественных слушаниях нынешний глава города Юрий Ласточкин. При этом новый взгляд властей на проблему появился вскоре после выхода в свет некоего «научного труда», подготовленного группой специалистов с кафедры экономики Рыбинской государственной авиационно-технологической академии (РГАТА), работавших под руководством кандидата технических наук Игоря Ицковича. Так какие же аргументы приводят сторонники нового подхода?

В уже упомянутом исследовании, ставшем в каком-то смысле научным обоснованием новой транспортной политики, проводится сравнение двух главных перевозчиков Рыбинска: ПАТП-1, в чьем ведении находятся различные виды пассажирского автотранспорта, и городского троллейбусного управления. Вывод ученые-авиамоторщики делают однозначный: троллейбусы не вписываются в будущее системы общественного транспорта города, так как более убыточны, чем автомобильный транспорт.

Сразу бросается в глаза некорректность самого сравнения. ПАТП-1, к примеру, кроме городских автобусных маршрутов, где также действуют льготы, обслуживает и линии маршруток, и даже междугородние перевозки, где пассажиров катают только за звонкую монету. На троллейбусах же льготы действуют на всех без исключения.

В отличие от соседнего Ярославля рыбинским троллейбусникам никто не покрывает убытки от низкого тарифа. При этом единственная нагрузка на местный бюджет со стороны троллейбусного управления — это три с половиной миллиона рублей в год за льготный проезд школьников и студентов. Что по сути своей вовсе не дотация, а возвращение долга за оказанную транспортную услугу. При этом коллектив предприятия, состоящий сегодня из 530 человек, только за год платит до 40 миллионов налогов. Семь с половиной из них поступает непосредственно в городской бюджет. Но почему-то, по мнению городских властей, такое транспортное предприятие Рыбинску не нужно!

По иронии судьбы в прошедшем, 2010 году троллейбусное управление было награждено грамотой правительства Ярославской области «Лучшее предприятие по обеспечению качества услуг». За два года до этого область признала предприятие лучшим в регионе в номинации «Транспорт».

Выполняет управление и важную социальную функцию. Каждый третий его пассажир — льготник. Но даже при этом оно вполне жизнеспособно. За последние семь лет троллейбусное управление не потребовало ни одного рубля из городской казны на приобретение подвижного состава. При этом только за последние три года за счет собственных средств на 50 процентов был обновлен подвижной состав, внедрена спутниковая система навигации, расширена маршрутная сеть.

Но даже с учетом этих инвестиций сейчас себестоимость перевозки одного пассажира троллейбусом в Рыбинске составляет 13,4 рубля. В ПАТП-1 — с учетом массированного приобретения новых автобусов и маршруток — около 17 рублей. На это «аналитики» из РГАТА, чей труд стал основанием для уничтожения троллейбусного управления, почему-то не обратили внимания. Как, впрочем, и на то, что любой скачок цен на ГСМ на мировом рынке может в корне изменить, и далеко не в лучшую сторону, экономическую картину жизни ПАТП-1. Троллейбусные перевозки в то же время сильно не подорожают, оставаясь при этом такими же экологически чистыми.

Если троллейбусное управление все же закроют, общественный транспорт в Рыбинске будет монополизирован. Очевидно, что это, с одной стороны, прямой путь к снижению качества услуг. С другой — к повышению стоимости проезда. Так зачем же огород городить? Из слухов, которые ходят сегодня по Рыбинску, можно узнать, что кое-кто из нынешних руководителей города имеет серьезный интерес к бизнесу пассажирских перевозок. Если все окажется именно так, то после закрытия троллейбусного управления оставшийся монополист, а именно муниципальное ПАТП-1, вскоре обязательно окажется в частных руках!

Тем не менее, несмотря на озвученную позицию городских властей, официального решения о закрытии троллейбусного управления пока не было. Но есть обязательные для исполнения решения многих оперативных совещаний, которые предполагают вынос движения с центральной для города Крестовой улицы. Придется отказаться троллейбусникам и от одной тяговой подстанции.

Уже до 22 апреля нынешнего года городские власти потребовали у администрации предприятия предоставить список мероприятий по переносу троллейбусных линий на улицу Герцена и смету на их выполнение. На демонтаж потребуется около 10 миллионов рублей. В связи с переносом маршрутов потребуется также не только ставить новые опоры и монтировать на них контактные сети, но и прокладывать сопутствующие подземные кабельные линии.

Работ потребуется много. Но уже сейчас на их пути показался первый камень преткновения. Тех двух-трех месяцев, которые определены в качестве сроков исполнения, не хватит даже на то, чтобы подготовить грамотный проект, не говоря уже о выполнении самих работ. Делать же без официально утвержденного проекта, как, по сути, требуют отцы города, — грубейшее нарушение.

Александр ЕФРЕМОВ, Рыбинск.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page