Депутат тихомиров скупает землю

На полях сельхозпредприятия «Левашово» в Некрасовском районе сейчас идет битва за урожай. Битва в прямом смысле. Левашовцы торопятся заготовить зеленую массу для коров и телят. Этому всячески препятствует депутат-единоросс областной думы, член агропромышленного комитета Владимир Тихомиров. Он, заручившись поддержкой местного полицейского (участкового), прогоняет левашовцев с полей. Он вызывает сотрудников районного отдела внутренних дел, которые останавливают и опечатывают технику. И это в разгар страды, когда не только день, но и час простоя может оказаться губительным.

ДЕРЕВЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ

Профессиональный депутат Владимир Тихомиров, три года назад трудоустроившийся  в Ярославской областной думе и получающий там немалую зарплату, с недавних пор стал считать самые лучшие поля в Левашове своими. Также своей собственностью он считает все, что выращено селянами на этих полях. В этом Владимир Николаевич уверен на все сто процентов. «Я эту землю купил, это моя собственность», — говорит депутат.

Коренной городской житель, работавший до своего депутатского поприща на почте, вдруг в начале этого года загорелся страстным интересом к земле. Прибыл к руководителю ЗАО «Левашово» Вячеславу Звереву и сообщил: «Мы хотим выращивать здесь картофель». Кто «мы»,  не расшифровывалось, но по всему можно было понять, что за Владимиром Николаевичем стоят солидные люди с большими деньгами. Вскоре в Левашове появились объявления о покупке земельных долей за 15 — 20 тысяч рублей. О начале развития событий мы писали в материале «Яростная борьба за землю» 2 апреля этого года.

Руководитель сельхозпредприятия Вячеслав Зверев еще в мае обращался в правительство Ярославской области с просьбой проконтролировать ситуацию. Однако там не смогли посоветовать ничего лучшего, как договариваться с Тихомировым или срочно оформлять землю самим. И вот сельхозпредприятию вместо того, чтобы накануне страды вкладывать деньги в производство, пришлось срочно бросать их на процедуры по покупке и оформлению земли, а для полевых работ брать кредиты в банке. Когда же межевые дела были оформлены, все прочие процедуры проведены и представители Левашова пришли в кадастровую палату, оказалось, что буквально на день раньше лучшие поля сельхозпредприятия уже оформил на себя депутат Владимир Тихомиров. Причем именно те обработанные, удобренные поля, на которых «Левашово» выращивает многолетние кормовые травы, которые и в этот раз были удобрены и засеяны еще в 2010 году. Как такое случилось, руководство Левашова не может взять в толк. Почему при межевании земли границы участков не были согласованы с сельхозпредприятием?! Почему проигнорировали официальные уведомления о межевании, еще ранее поданные ЗАО «Левашово»? Почему в собственности Тихомирова оказались участки полей, свидетельства на которые уже  были выданы сельхозпредприятию? Заявление с просьбой разобраться направили в прокуратуру, стали готовить документы в суд.

Однако еще до выяснения всех спорных обстоятельств в разгар рабочего дня на поле, где шла уборка трав, приехал депутат в сопровождении полицейских и местного участкового Федяшина. Владимир Тихомиров лично останавливал комбайны, орал на механизаторов и выгонял их с поля, а полицейские опечатали технику. Через несколько дней история повторилась. Правда, на сей раз Тихомиров сам по полю не бегал, вместо него работе механизаторов мешал участковый Федяшин. Работники ЗАО «Левашово» просто диву давались, какое рвение вдруг стал проявлять их участковый. Если раньше он не выказывал никакого желания искать и привлекать к ответственности злоумышленников, то и дело совершающих в селе хищения и хулиганские действия, то в заботах об интересах Тихомирова, что называется, выпрыгивал из полицейского своего мундира.

ДАЙ ТРИ МИЛЛИОНЧИКА    

Очень интересный способ использовал депутат-единоросс Владимир Тихомиров, чтобы завладеть землей в Левашове. Предложение о покупке земельных долей у левашовцев исходило от депутата Некрасовского сельского совета (тоже члена «Единой России) и бывшей работницы сельхозпредприятия Галины Голосовой. Селян, изъявивших желание продать свои земельные паи, на машинах и автобусах организованно привозили к нотариусу, где каждого заставляли подписывать документы о передаче Голосовой своих земельных долей и доверенности на все сделки с землей. Там же, в кабинете нотариуса, два юриста от Тихомирова тщательно проверяли правильность оформления документов. После того как земельные доли были оформлены на Голосову, по ее заявке было проведено составление кадастрового плана и межевание земли. Затем явился на свет договор зай­ма — о том, что Владимир Тихомиров дает в долг Галине Голосовой несколько миллионов рублей. Следующий документ — договор отступного — засвидетельствовал тот факт, что Голосова долг отдать не может, но как честная женщина желает рассчитаться со своим благодетелем. Землей. Тихомиров же с этим соглашается, принимает предложение и становится собственником земли.

Все эти хитросплетения, по всей видимости, нужны были для того, чтобы обойти установленные законом ограничения на сделки с землей. Удалось ли Тихомирову и тем, кто за ним стоит, обхитрить закон, думаю, предстоит разобраться правоохранительным органам. Во всяком случае, сделка не бесспорная. Хотя бы и потому, что эти поля уже давно эксплуатировались сельхозпредприятием, потому что в момент оформления сделок уже существовала публичная заявка от сельхозпредприятия, потому что каким-то странным образом Тихомиров оформил межевые дела на те земельные паи, которые уже давно были переданы селянами в уставный капитал ЗАО «Левашово».      

О ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКЕ И ВОЛЧЬИХ ЗАКОНАХ

На мой вопрос, порядочно ли вырывать из-под ног сельхозпредприятия возделанную землю, Владимир Николаевич Тихомиров уверенно ответил: «Да, мы забрали лучшие поля. Да, у нас были кадастровые карты, да у нас были сведения об агрохимическом составе земли. Вот вы идете в магазин и покупаете то, что вам нравится, а не то, что вам дают. Я тоже на свои деньги хочу купить самое хорошее. Здесь чистый бизнес».

Ну да, можно согласиться: мы живем в мире чистогана и его волчьих законов. Однако Владимир Тихомиров не только бизнесмен, но прежде всего депутат, причем сам выбравший выполнение депутатских обязанностей своей нынешней профессией и получающий за это немалую зарплату из бюджета.

А действующий закон о статусе депутата областной думы гласит, что «депутаты  Ярославской  областной думы, работающие в  Ярославской   областной  думе  на  профессиональной  постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной  и  иной творческой деятельности». В том же законе значится, что «депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий».  

Почему-то явные нарушения закона, происходящие в ходе этой предпринимательской борьбы депутата Тихомирова с ЗАО «Левашово», не заметил  председатель думского комитета по депутатской деятельности и этике Александр Сизов. Он вполне удовлетворился ответом Владимира Тихомирова, что тот якобы воевал за землю в выходные и праздничные дни, а также в нерабочее время.

На суровые законы рыночной экономики сослался и директор департамента агропромышленного комплекса правительства Ярославской области Валентин Филиппов, которого я попросила прокомментировать противостояние в Левашове.

«Тихомиров формально прав. А Вячеслав Валентинович Зверев как-то не очень понимает ситуацию, в которой мы сейчас живем», — посетовал Валентин Леонидович. Правда, сообщил, что разговаривал с Тихомировым и убедил его не препятствовать заготовке кормов, а выяснять спорные отношения в суде после завершения уборки.

«Надо было Вячеславу Звереву раньше выкупать и оформлять землю», — добавил Валентин Леонидович Филиппов. Впрочем, признал, что только на процедуру оформления своей земли ЗАО «Левашово» необходимо как минимум 2 миллиона, а с учетом выкупа долевой собственности эта сумма увеличивается кратно. Правда, есть возможность потом получить из бюджета компенсацию до 50 процентов этих расходов (все же не всех расходов, а только по кадастровой оценке и еще некоторых работ. — Прим. ред.),  но прежде хозяйствам надо самим изыскать средства. А такая задача для многих сельхозпредприятий практически непосильна.

ДЕПУТАТ…

Окончание. Начало на 3-й стр.

АНОНИМНЫЕ ИНВЕСТОРЫ

Интересно, что на мой вопрос, а что за инвесторы стоят за Тихомировым, Валентин Леонидович Филиппов сказал: «Он не говорит». Вот это странно. ЗАО «Левашово» — работающее хозяйство и далеко не худшее, а у пришлого анонимного инвестора еще неизвестно что получится. Можно, конечно, посетовать на нерасторопность директора ЗАО «Левашово» Вячеслава Зверева, поставить ему в вину, что не сумел добиться такой рентабельности работы хозяйства, чтобы хватило и на многомиллионные траты по выкупу и оформлению земли.

Только, как показывает практика, даже самые успешные и прибыльные предприятия не могут противостоять рейдерским атакам. Наглядный пример — ОПХ «Михайловское» в Ярославском районе. Несколько лет назад руководитель этого вполне успешного и рентабельного предприятия Александр Тимофеев также бил тревогу: некая столичная фирма начала скупать у местных жителей их земельные доли, уплачивая за каждый пай размером в три гектара 10 тысяч рублей. Там так же, как и в «Левашово», как и в других бывших колхозах в начале девяностых годов, вся земля хозяйства была поделена на условные паи. Так же, как и в Левашове, дольщики с готовностью откликнулись на предложения получить реальные деньги за бесполезные, с их точки зрения, виртуальные земельные наделы.

И тогда Александр Тимофеев решил действовать так же, как заезжие фирмачи: выкупать у дольщиков ОПХ «Михайловское» земельные паи. В ответ заезжие рейдеры стали предлагать за пай уже в 10 раз больше — по 100 тысяч рублей. Тимофеев поднапрягся и тоже стал платить по 100 тысяч. Не тут-то было: москвичи легко поднимали ставки и до 150, и до 200 тысяч рублей за пай. И Тимофеев отступил. Понял, что  если даже заложить все движимое и недвижимое имущество сельхозпредприятия, чтобы взять в банке кредит для покупки земельных паев, все равно не выиграть это безумное состязание.

В 2008 году примерно такая же история разыгралась в Большесельском районе на землях СПК «Знамя Победы». Там некие московские рейдеры действовали по такой же схеме: скупали паи у бывших работников колхоза, причем претендовали на самые лучшие обработанные и ухоженные поля. Руководству хозяйства тогда пришлось срочно брать кредиты и, подняв цену, выкупать доли у селян самим. Обошлось это в 4 с лишним миллиона рублей. Иначе неизвестно, удалось бы руководству этого сельхозкооператива отстоять свое знамя. Сейчас СПК «Знамя Победы» и без инвестиций пришлых рейдеров числится в числе лучших сельхозпредприятий Ярославской области. А та земля, которую все-таки скупили рейдеры — около 700 гектаров, так и не обрабатывается и зарастает лесом.

Что касается руководителей ЗАО «Левашово», то они, уверяет Вячеслав Зверев, тоже сложа руки не сидели. Попытки скупки земельных паев у акционеров предприятия были и раньше. Уже несколько лет хозяйство вынуждено в судах доказывать неправомерность этих сделок. Многие суды были выиграны, причем в высшей арбитражной инстанции. Беда в том, что продажу каждого земельного пая приходится оспаривать отдельно. Если учесть, что у ЗАО «Левашово» 464 акционера, можно представить, каких сил и денег это требует. И все же выигранные суды давали руководителям «Левашово» надежду, что хозяйство может работать, не опасаясь новых атак рейдеров.        

ЗАСЛОН ОТ РЕЙДЕРОВ

В земельном законодательстве за последние годы было накручено столько всего, что самим селянам против прожженных захватчиков выстоять практически невозможно. Директор департамента агропромышленного комплекса Валентин Филиппов и заместитель губернатора Михаил Боровицкий, курирующий сельское хозяйство Ярославской области, разводят руками, уверяя, что подобные скупщики земли действуют по закону и противостоять им очень сложно. Но есть и другое мнение. Вот что сказал по этому поводу руководитель Московского областного регионального отделения всероссийской общественной организации «Российский земельный союз» (РЗС) Валентин Корнилов:

— Одна из распространенных мошеннических схем на рынке земли: рейдеры скупают у крестьян свидетельства на земельные доли. Однако покупать такую землю крайне опасно: поскольку эти свидетельства — пустые бумажки. Если человек добровольно внес свой имущественный пай в уставный капитал хозяйства (АО, кооператива и т. п.), свидетельство автоматически теряет свою юридическую силу. За хозяйствами закреплялась общая земля, состоящая из внесенных долей, и на нее выдавалось общее свидетельство — всему хозяйству. Не только в Подмосковье, но и на большей части территории России скупка свидетельств на земельные доли и паи у физических лиц и тем более последующая продажа этой земли оптом и в розницу не имеет под собой никакой законодательной основы.

Нам удалось отстоять от рейдеров целостность одного крупного сельскохозяйственного кооператива. Суд подтвердил, что члены кооператива добровольно внесли свои земельные и имущественные доли в уставный капитал кооператива, поэтому полученные ими на руки свидетельства были выданы ошибочно и потеряли свою юридическую силу.  

В Московской области проведен анализ подобных процессов (их было много), на основании которых Московским областным судом совместно с Московской областной регистрационной палатой обобщена судебная практика, и был вынесен вердикт суда областного, а также верховного о незаконности рейдерских захватов. Данные документы были разосланы и использованы во многих регионах. Можно привести примеры выигранных процессов в Брянской, Калужской областях, а в Татарии вообще отбили охоту рейдерам лакомиться из чужой плошки.

Рейдеры особенно активны в тех регионах, где чувствуют попустительство или покровительство местной власти,  считают в РЗС. Там, где власть принципиально выступает против скупщиков земли, ситуация складывается иначе. Например, администрация Белгородской области активно помогала сельхозпредприятиям узаконить свои земли. У нас же руководители агропромышленного сектора ни разу не попытались высказать свою позицию или оказать юридическую помощь сельзохпредприятиям во время земельных тяжб. По словам Вячеслава Зверева, руководители областного агропромышленного сектора за последние годы даже ни разу не побывали в хозяйстве. Не был там и глава Некрасовского района, которому тоже должно быть небезразлично, что творится на вверенной ему территории.  А может быть, это не безразличие, а осознанное лоббирование чьих-то интересов?

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page