По следам ярославской атлантиды

«Мологский край — драгоценный изумруд Ярославии» — под таким названием вышла недавно книга, рассказывающая о судьбе современной Атлантиды. Завеса молчания вокруг утопленной Мологи упала в конце прошлого века, и об этой трагедии стали писать в прессе. Затем были изданы несколько брошюр и фотоальбом.

«Мологский край — драгоценный изумруд Ярославии» — под таким названием вышла недавно книга, рассказывающая о судьбе современной Атлантиды

Завеса молчания вокруг утопленной Мологи упала в конце прошлого века, и об этой трагедии стали писать в прессе. Затем были изданы несколько брошюр и фотоальбом.

Вышедшая недавно в Ярославле книга «Мологский край — драгоценный изумруд Ярославии» (авторы: В. И. Лукьяненко, М. В. Хабаров, А. В. Лукьяненко) также посвящена этой теме. И в то же время это издание особое и своеобразное. В первую очередь потому, что стало первой монографией, в которой представлено всестороннее исследование этого особого региона Верхневолжья. Первая часть книги под названием «Природа Ярославии и Мологского края: с древнейших времен до наших дней» содержит обширные данные о геологическом строении, формировании рельефа и климата, природного ландшафта. Очень интересны ретроспектива растительного и животного мира и описание нынешних флоры и фауны. Причем многие сведения ранее можно было найти только в специализированной литературе. Поскольку главный руководитель авторского коллектива  книги Владимир Иванович Лукьяненко — всемирно известный российский биолог и эколог (доктор биологических наук, профессор, академик РЭА), то опубликованные сведения  представляют особый интерес. Тем более что здесь и далее экосистема Поволжья рассматривается с точки зрения тех изменений, которые произошли в ХХ веке: «Восемь железобетонных плотин расчленили исполинский организм реки на отрезки. Волга как река, как единая гидрологическая система практически перестала существовать. Ее превратили в цепочку огромных, подпирающих друг друга искусственных водоемов с противоестественным водным режимом».

Сразу стоит отметить, что помимо использования собственных научных исследований академика В. И. Лукьяненко авторы монографии опирались на работы известных биологов, гидрологов, историков, краеведов. Благодаря этому представленный в книге материал абсолютно научный и в то же время читается как увлекательный роман — настолько доступно и образно написан текст.    

Это же  относится и ко второй части книги, в которой исследуется процесс заселения и освоения ярославского Поволжья, развития человеческого сообщества. Здесь прослеживаются основные исторические события, которые вписаны в летопись не только Мологского края, но и всего Российского государства. В этом ряду и история «социалистической реконструкции» Верхней Волги. Согласно первоначальному плану предполагалось строительство трех плотин у городов Калязин, Мышкин и Ярославль. Образующиеся при этом средние по размерам водохранилища располагались бы в основном в долине реки, что не вело бы к масштабному затоплению давно освоенных густонаселенных прибрежных территорий. Но воплощен был другой проект —  строительство грандиозного Рыбинского водохранилища.

Авторы прослеживают, как

    последовательно развивались события, вызвавшие трагедию Мологи. Проектные работы велись в страшной спешке и с ошибками. Нормальный подпорный уровень верхнего бьефа Рыбинского водохранилища первоначально предполагался на уровне +98 м (относительно уровня Мирового океана). При таком подпорном уровне город Молога и большая часть Мологского уезда остались бы незатопленными. Но проектанты Рыбинского гидроузла не вняли авторитетному мнению опытных специалистов и подняли этот уровень на целых четыре метра, что привело к двухкратному увеличению затапливаемых площадей и обернулось неисчислимыми человеческими и материальными потерями, горем и слезами сотен тысяч выселенцев.

В главе «Катастрофа» подробно изложены все ее аспекты: экологический, экономический, гуманитарный. Ушла под воду и была изъята из хозяйственного оборота восьмая часть Ярославской земли, в том числе 80 тысяч га лучших в области лугов, травы с которых по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов. Создание грандиозного по своим размерам водохранилища вызвало коренные изменения в климате, почвенном покрове и растительном и животном мире.

Разрушены и затоплены 800 сел и деревень, 5 монастырей и 73 храма. Затоплен один из древнейших городов северо-восточной Руси — Молога, ушел под воду фабричный пятитысячный поселок Абакумово, затоплено две трети, вся историческая часть, древнего города Весьегонска (Тверская область). Под водой оказалась старейшая парадная часть Мышкина, перенесено на новое место старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сити в Мологу. Затоплены древние, летописно известные села, в частности село Борисоглеб — бывший Холопий городок, село Иловна — родовое имение Мусиных-Пушкиных. И ныне прах первооткрывателя «Слова о полку Игореве» графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина покоится на дне водохранилища.

При строительстве Углич-

    ского гидроузла снесен и перемещен к реке Корожечне весь левобережный район Углича, на правом берегу снесена часть городских кварталов, ушла под воду древняя Входоиерусалимская слобода с храмом. Под водами Угличского водохранилища погребен Покровский монастырь с древнейшим на Верхней Волге Покровским собором. Затоплен располагавшийся на правом берегу Волги исторический центр старинного русского города Калязин (Тверская область).

В конце второй части монографии представлен весь мартиролог взорванных, затопленных и разрушенных храмов и монастырей.

«Молога должна воскреснуть!» — с такого посыла начинается третья, заключительная часть книги. Стратегия возрождения некогда богатейшего края не только Ярославской области, но и всей средней России подробно излагается авторами. Эта стратегия последовательно вырабатывалась начиная с 2003 года с участием общественности, специалистов, ученых. Основные ее пункты: воссоздание Мологской административной территории и организация национального парка «Молога», который станет природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением общефедерального уровня.

Но идея создания национального парка нашла яростных противников. «Кто и почему противится процессу образования национального парка?» — задаются вопросом авторы книги. И отвечают словами авторитетных ученых: «Это государственные и муниципальные чиновники, которые компетентно встроены в процесс продажи и сдачи в аренду участков территории, где можно организовывать выгодный бизнес на рыбалке, охоте, оздоровительных услугах, а также для организации неприступных поместий. В наши дни это серьезный источник материальных и моральных благ. Во-вторых, это предприниматели, эксплуатирующие рекреационно-туристические ресурсы планируемого парка или строящие планы такого рода». Называются и конкретные имена некоторых ярых противников:  председатель областного общества охотников и рыболовов г-н Дурандин, предприниматель, специализирующийся на охотничьем бизнесе, Владимир Семенчук, глава Брейтовского района Сергей Карабицкий.

Так что книга сохранит для потомков имена и подвижников, и антигероев. Книга вполне может служить учебным пособием на уроках биологии, истории, краеведения — настолько интересно, увлекательно она написана, настолько богатые и достоверные сведения здесь представлены.

Мира КОРОЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page